Депутат Приморского ЗАКСа: "Меры административной ответственности должны использоваться для защиты прав граждан от произвола чиновников"

Владивосток, 29 марта 2004, 04:57 — REGNUM  В комитете по региональной политике и законности ЗАКСа Приморского края подготовлен проект закона "Об административных правонарушениях в Приморском крае". Как сообщил ИА REGNUM председатель комитета Николай Морозов, за период работы над текстом законопроекта в рабочую группу поступили многочисленные предложения по содержанию будущего закона от всех заинтересованных краевых и федеральных органов власти, органов местного самоуправления.

"Мы пытались сделать закон лаконичным, по сравнению с первоначальной редакцией количество статей в нем уменьшилось в два раза. Основным принципом закона стала идея "экономии административной репрессии". Количество вновь вводимых составов правонарушений, за которые предусмотрено административное наказание, сократилось практически вдвое от первоначального проекта. Мы постарались не перегружать закон репрессивными мерами в отношении простых граждан. Поэтому в тексте закона остались лишь наиболее актуальные и распространенные правонарушения, представляющие, по мнению государственных органов, приславших свои поправки, наибольшую общественную опасность. Мы считаем, что административное вмешательство, тем более привлечение к ответственности - мера крайняя.

Другой принцип проекта заключался в обращении мер ответственности именно на должностных лиц, а не простых граждан. Считаю, что наибольшую общественную опасность представляют не правонарушения граждан (например, недобросовестных предпринимателей), а неисполнение законов чиновниками. Соответственно и меры административной ответственности должны использоваться в первую очередь для защиты прав граждан от произвола чиновников. К сожалению, все поправки, поступившие от государственных органов, преследовали как раз иную цель. И рабочая группа в проект все-таки включила ряд таких составов. Тем не менее, мы постарались акцентировать внимание на правонарушениях, исходящих от должностных лиц, не выполняющих закон. Например, чиновники всегда готовы переложить ответственность за чистоту города на людей и штрафовать их за каждую брошенную на улице бумажку. Но при этом совершенно забывают позаботиться о том, чтобы стояли урны. И спросить за это, как правило, не с кого. В законопроекте мы прописали ответственность именно для чиновников за отсутствие урн для мусора в установленных местах.

Введен принцип "полной кодификации" административного законодательства на территории края. Теперь краевой законодатель будет исходить из того, что любой новый краевой закон, устанавливающий ответственность (например, штраф) должен действовать в этой части только после соответствующих изменений в "административный кодекс". Это принципиальное положение для граждан, для предпринимателей - они должны получить единый акт с исчерпывающим перечнем деяний, за которые они могут быть наказаны, и быть уверены, что другого неизвестного им закона нет.

Новшеством этого кодекса является раздел об административных правонарушениях в области градостроительства. Его появление весьма своевременно: в последнее время приходится очень часто наблюдать недовольство жителей города по поводу несанкционированной застройки территории около их домов. Бывает и так, что хозяин будущей постройки имеет на руках все разрешающие документы, и жители района просто ничего не могут возразить и противопоставить. Теперь ст. 41 нового раздела устанавливает ответственность за нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации". Без согласования с жителями вести строительство запрещено, и виновных ждет наказание.

Еще один немаловажный раздел устанавливает административную ответственность за невыполнение законных требований депутатов как краевого парламента, так и местных представительных органов власти. Теперь депутату будет проще отстаивать права своих избирателей, так как эта статья позволяет надеяться, что ни один депутатский запрос не останется теперь без внимания. Достаточно привести живой пример месячной давности, когда депутату ЗакСа дважды под угрозой применения оружия было отказано в посещении Артемовского водохранилища, хотя как депутат он имеет право посещать этот объект по предъявлению удостоверения. Найти виновных не составило труда, а вот наказать их было нельзя. Аналогично в статье 61 кодекс устанавливает ответственность и за невыполнение муниципальных правовых актов. Административный кодекс должен облегчить жизнь тем гражданам, которым приходится обивать пороги государственных и местных органов власти в поисках защиты своих законных прав. Если раньше чиновник мог отмахнуться от подобных обращений, не отвечать на просьбы, заявления, то теперь за это его ожидает административная ответственность. Ответ должен быть подготовлен в установленные законом сроки.

Мы планируем вынести этот законопроект на апрельское заседание Законодательного Собрания. После этого в течение 2 месяцев провести общественную дискуссию".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.