Роструд редко вмешивается в дела, связанные с незаконным увольнением работника, считает депутат Государственной думы («Справедливая Россия»), вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.

Об этом Олег Шеин рассказал корреспонденту ИА REGNUM, комментируя слова главы Федеральной службы по труду и занятости Всеволода Вуколова о том, что в 2017 году было зафиксировано меньше нарушений трудового законодательства, а из «тени» вышло порядка 2 млн человек.

«Надо понимать, что Роструд рассматривает, как правило, самые простые и самые примитивные дела, — констатировал Олег Шеин, — Дела, не связанные с последующим судебным разбирательством. Роструд обычно фиксирует задолженность по заработной плате или в некоторых случаях (далеко не всегда) работу за пределами обычной продолжительности рабочей недели. Однако если возникает судебный спор, скажем, из-за приказа о незаконном увольнении или необоснованном взыскании, Роструд вмешивается очень редко. Что касается наиболее распространенной рострудовской ситуации, связанной с фиксированием задолженности по заработной плате, надо иметь ввиду, что задолженность по заработной плате не является сегодня в РФ масштабной. По официальным оценкам, общий долг в пределах 3,5 миллиардов рублей при общем фонде оплаты труда в 25 триллионов рублей».

При этом вице-президент Конфедерации труда России пояснил, что в настоящее время в РФ сложилась ситуация, когда людей очень легко уволить, и поэтому они неохотно сигнализируют о нарушении своих прав.

Вместо этого они предпочитают молчать, не желая оказаться «за порогом организации, да ещё и, может быть, с гадостной записью в трудовой книжке».

«Замечание Всеволода Вуколова касательно того, что они выводят людей из «тени», интересно и требует осмысления и проверки, — отметил Олег Шеин, — Показателем здесь является число открытых персонифицированных счетов в пенсионной системе и в системе медицинского страхования. Если мы увидим по отчётности этих фондов, что действительно число застрахованных лиц, в отношении которых осуществляются платежи, возросло, это будет означать, что есть определенного рода подвижки. Но надо проверять».

Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что прежде информация Росстата демонстрировала число неофициально занятых в 15 млн человек. Если теперь, по итогам 2017 года, данные Росстата покажут не 15 млн, а 13 млн, то тогда, по словам Олега Шеина, данные Роструда с точки зрения Росстата можно считать корректными.

«Но само правительство определяет эти показатели выше, — уточнил парламентарий, — Социальный блок кабмина неоднократно озвучивал цифру в 28 млн человек, и она, очевидно, более точна, поскольку очень легко определяется расчётным методом. Всего в стране порядка 77 млн работоспособных граждан. Два с лишним миллиона — это индивидуальные предприниматели. Число лиц, которые регулярно совершают отчисления в пенсионный фонд, постоянно составляет порядка 45 миллионов человек. Отсюда легко высчитать, что число неофициально занятых около 30 миллионов человек».

Напомним, что глава Роструда Всеволод Вуколов ранее в беседе с журналистами заявил, что число выявленных его ведомством нарушений трудового законодательства снизилось в 2017 году на 10 тысяч по сравнению с 2016 годом.

Кроме того, Всеволод Вуколов рассказал журналистам, что число работников, которые в 2017 году покинули теневой сектор и стали трудиться легально, достигло примерно двух миллионов человек.

Читайте также на эту тему: Глава Роструда: в России в 2017 году «вышли из тени» более 2 млн работников