В администрации Мурманской области прошло совещание по вопросу поставки в 2004 году в Мурманск сырца норвежской сайды. В нем приняли участие: инициатор совещания - гендиректор ОАО "Мурманский рыбокомбинат" Михаил Зуб, руководители и представители предприятий и ассоциаций рыбной промышленности, областных контролирующих структур, сообщил сайт "Мурманские рыбные ресурсы".

Рыбокомбинат и норвежский кооператив по сбыту рыбы "Норгес Рафисклаг" 12 марта 2004 года подписали договор о поставках с районов промысла на российский берег 5 тыс. тонн свежей сайды. Одному ОАО с таким объемом "свежья" не справиться. Прямо на причале рыба должна уйти и на другие перерабатывающие предприятия. Однако пока на передачу рыбы на другие рыбофабрики работает ветеринарный запрет. Руководитель областного управления ветеринарии Павел Должанов пообещал найти выход из этой ситуации.

Новый мощный конвейер рыбы-сырца ни на минуту не должен быть остановлен из-за несогласованности действий различных надзорных органов. Свежая рыба по прошествии нескольких часов теряет качество и ценность. Руководители рыбокомбината и агентирующей фирмы "Анкран" привели на совещании ряд примеров, когда разгрузка судов задерживалась по многим причинам. А именно - неоперативное оповещение участников этого проекта службами Северного флота об инцидентах, связанных с заходами иностранных судов, отсутствие у ветеринарных врачей пропусков на иностранное судно, опоздание к моменту захода служащих погранветпункта, длительное решение вопроса о необходимых на судне документах пограничниками. И, наконец, самое шокирующее для норвежских рыбаков обстоятельство - лоцманы рыбного порта не владеют английским языком.

Официальные лица с пониманием отнеслись к необходимости без проволочек решать вопросы по оформлению заходов, координировать свои действия с участниками производственного процесса. Они заявляли о своей готовности взять на себя жесткие обязательства по обеспечению бесперебойных поставок импортной рыбы. Насколько "Мурманский рыбокомбинат" заинтересован в поставках, говорит тот факт, что ввозную пошлину, которую должны оплачивать иностранцы, оплачивает сам. Уже полгода это предприятие простаивает из-за отсутствия охлажденного сырья. Между тем ежемесячно обязано платить солидные налоги: 300 тыс. рублей в качестве налога на землю и 600 тыс. рублей по налогу на имущество.

Оплачивает рыбокомбинат и портовые сборы. Кстати, тарифы на заходы иностранных судов существенно выше тарифов на заходы российских. Ставки сборов находятся в компетенции московских ведомств. По информации представителя Мурманского морского рыбного порта, с 1 апреля тарифы увеличатся.

И российские власти заинтересованы в этих поставках. Всего намечается в текущем году 150 заходов норвежских судов. Это принесет бюджету около 1 млн рублей в виде налогов и 200 тыс. рублей в виде таможенной пошлины. Если к капитанам и владельцам иностранного флота применять крупные штрафы из-за каких-то мелких нарушений (как было с судном "Викинг", когда стоимость штрафа равнялась стоимости груза), наши зарубежные партнеры прервут контракт.