"Договор дороже денег, но и они не помешают".

("Красноярский рабочий", 26.03.04, Татьяна Макогонова)

В среду в Красноярске побывал первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Целью этой ранее запланированной поездки руководителя крупной компании явилась пролонгация прошлогодних договоренностей между ОАО "РЖД" и Советом администрации края.

Знакомство Владимира Ивановича с работой регионального филиала традиционно началось с вокзала. И это понятно, ведь реконструкция, а точнее, строительство этого объекта вот уже второй год стоит на особом контроле у президента ОАО "РЖД", нашего земляка Геннадия Фадеева. Еще будучи министром, он уговорил губернатора обновить на паритетных началах главные ворота краевого центра. Договор в последующем оказался дороже денег, но самих денег в течение всего года катастрофически не хватало.

Главный подрядчик, дважды выигравший тендер, - Балтийская строительная компания, жаловался то на одного, то на другого инвестора. Денежки из Москвы до красноярского филиала компании доходили с большими задержками. Поэтому в кулуарах стала обсуждаться идея перерезать эту длинную пуповину, сделать дочернее предприятие полностью самостоятельным, сменить название и снова объявить тендер. Вероятно, что за закрытыми дверями такой вариант развития событий проговаривался, поскольку Владимир Якунин говорил журналистам о претензиях ОАО "РЖД" к руководителям холдинга "БСК", а Александр Хлопонин - о возможности третьего тендера по вокзалу.

Однако для столь крутого поворота событий нужно найти не просто повод, а предъявить БСК действительно серьезные претензии. Освоение же денег идет на стройке, по словам ее главного инженера Михаила Тимощенко, с опережением примерно в 30 процентов. И все же сдача вокзала, вероятно, произойдет не ранее декабря 2005 года. К нынешнему Дню железнодорожника если строители нас и порадуют, то только какой-то очередью. Услышали мы это от вице-президента ОАО "РЖД", и на душе потеплело. Слава богу, в столице понимают, что возвести такую махину, да еще в три-четыре раза сократив нормативные сроки, без ущерба для качества - утопия.

На встрече руководителей края и ОАО "РЖД" принято решение и по другой важной для региона проблеме - кто и как будет компенсировать дороге убытки по пригородным перевозкам, которые составляют сейчас 300 миллионов рублей. Губернатор Александр Хлопонин настаивал на том, чтобы поставить задачу выделения дотаций перед федеральным центром, ссылался на мировую практику. И все-таки компромисс был найден. Он в богатом промышленном потенциале региона.

Железнодорожникам сегодня нужны промышленные площадки в региональных центрах. Президент компании еще в прошлый приезд в Красноярск говорил о более смелом освоении на местах новых мощностей. Дороге нужны деньги, в том числе и на социальную сферу: строительство жилья, развитие здравоохранения, открытие новых школ и т. д. Их взять негде, но можно заработать. Технический потенциал отрасли, в том числе и Красноярской железной дороги, огромен. Нужно только умело найти ему применение.

Принципиально важно, что Александр Хлопонин и Владимир Якунин договорились о долгосрочных контрактах и размещении миллиардных заказов на красноярских предприятиях. Первоначально промышленными площадками компании могут стать "Сибэлектросталь" и "Сибтяжмаш". Глава края, учитывая взаимовыгодность условий, готов простимулировать инвесторов данного проекта.

ОАО "Российские железные дороги" заинтересовано также в строительстве в крае нефтеналивной базы для переправки грузов в Китай. Рассматриваются площадки в Ужуре и на станции Базаиха.

Край, в свою очередь, очень волновало, каким образом структура, выделившаяся из МПС, будет передавать в муниципальную собственность свое жилье? Тут Александр Геннадиевич настоял, чтобы людей из аварийного жилья богатая компания переселяла за свой счет, а передача остального жилья происходила по принципу поэтапного финансирования, успешно отработанному в Норильске.

"Экологии Таймыра - особое внимание".

("Известия-Красноярск", 26.03.04; "Комсомольская правда" в Красноярске", 26.03.04)

Сегодня в Норильске пройдет конференция "Задачи по сохранению окружающей среды Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и пути их решения". Организаторами конференции выступили администрация Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (ТАО) и компания "Норильский никель".

В конференции примут участие: депутаты Государственной думы Российской Федерации, специалисты управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по ТАО, компании "Норильский никель", представители администраций ТАО и Норильска, сотрудники научных и общественных организаций. В программу конференции включены доклады, посвященные экологическим аспектам деятельности Заполярного филиала ГМК "Норильский никель", вопросам состояния, контроля и управления качеством окружающей среды, сохранения уникальной природы Таймыра. Во время работы конференции состоятся презентации новейших природоохранных технологий, будет организована выставка научно-технической литературы "Повышение экологической безопасности природопользования".

"Что скажет общественность?".

("Красноярский рабочий", 26.03.04)

В ближайшее время экологические организации, ученые и представители заинтересованной общественности обсудят предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду проекта модернизации Красноярского алюминиевого завода.

На самом КрАЗе считают, что реализация данного проекта позволит значительно снизить воздействие производства на окружающую среду. В настоящее время с этими материалами можно ознакомиться в Красноярской краевой научной библиотеке, в кабинетах 31 и 32. Все желающие могут внести свои предложения.

"Хроника событий".

("Красноярская газета", 26.03.04)

Глава Норильска Валерий Мельников считает, что экстремальные условия Крайнего Севера требуют особого подхода к социальной защите населения при реформировании жилищно-коммунального хозяйства, Поэтому необходимо компенсировать увеличение затрат на услуги ЖКХ путем выплаты каждому квартиросъемщику целевых дотаций.

19 марта 2004 года Городской Совет Единого муниципального образования "г.Норильск" принял в целом бюджет города на 2004 год, В главном финансовом документе предусмотрено, что с 1 мая 2004г. норильчане будут оплачивать 90% стоимости жилищно-коммунальных услуг {на сегодняшний момент - 40%). При этом помимо выплаты федеральных субсидий малообеспеченным семьям, планируется компенсировать всем остальным квартиросъемщикам рост тарифов ЖКХ путем выплаты целевых дотаций. Т.е. сумма, на которую увеличилась квартплата начисляется в виде компенсационных выплат работнику, а затем перечисляется насчет жилищной компании. Еще предстоит окончательно разработать механизм компенсации затрат населения на услуги ЖКХ, но средства на эти цели уже заложены в принятом бюджете.

"Пробуждение Междуречья".

("Красноярский рабочий", 26.03.04, Василий Стыврин)

В Большую Ирбу - горняцкий поселок Курагинского района - на машине можно заехать с запада через "цивилизованные" территории юга края по асфальту, а можно и с востока - по строящейся в таежных дебрях автомобильной трассе, где асфальт встречается еще не везде. Именно ее мы и выбрали для своей командировки. И были буквально сражены величием здешних мест.

Территория, по которой прокладывается дорога, примыкает к Междуречью - горной стране, расположенной между быстрыми и чистейшими реками Казыр и Кизир. Страна эта богата и золотом, и железной рудой, и лесом, и зверем, и просто прекрасными девственными местами. Но главное ее богатство - люди, здесь проживающие. Любого, кто приезжает в Большую Ирбу, впечатляет дело их рук - и здешний рудник, и поселок.

БАЛОМ ПРАВИТ "ЕВРАЗХОЛДИНГ"

Для справки. История добычи железной руды на Ирбинском месторождении насчитывает уже несколько столетий. До сих пор сохранились остатки железоделательного завода, продукция которого распространялась едва ли не на всей территории нынешней Восточной Сибири.

Что же касается современного Ирбинского рудника, то он еще относительно молод. Первый эшелон с железной рудой был отгружен на Кузнецкий горно-металлургический комбинат в декабре 1974 года. Это стало возможным после того, как по этой дикой, казалось бы, непроходимой территории юга края была проложена железная дорога Абакан - Тайшет. C тех пор рудник работает, притом успешно, и по cей день.

В середине июля прошлого года была отгружена 60-миллионная тонна руды. Но эта трудовая победа коллектива произошла уже при новой структуре управления - с июня 2002 года ОАО "Ирбинское рудоуправление" входит в состав могущественного "Евразхолдинга", который объединяет металлургические и горнодобывающие предприятия России.

...Первой, с кем нам довелось познакомиться в поселке горняков, стала женщина-вахтер, дежурившая у шлагбаума перед въездом на территорию рудоуправления. Она признала нас за своих и любезно пропустила машину. Нам же после долгого пути нужно было где-то перекусить, что мы и сделали с удовольствием в просторной рабочей столовой. До встречи с руководством еще и по поселку побродили, укутанному снегом и инеем, сверкающими от белизны, - на улице было минус 36.

С генеральным директором ОАО "Ирбинское рудоуправление" Владимиром Ивановичем Русиновым встретились чуть позже. Оказалось, что он не из здешних мест. Возглавляет предприятие согласно решению руководства "Евразхолдинга" с июня 2002 года.

Но узнали мы одну интересную деталь. На пожертвования, собранные трудящимися и прихожанами, при активном и непосредственном участии поселковой администрации (глава Кулакова Валентина Федоровна), профкома Ирбинского РУ (председатель Ситников Александр Филиппович) были закуплены основные строительные материалы, колокола и продолжено строительство храма Святой Троицы.

Нас интересовала такая непростая тема, как отношение олигархов с местными властями. К недрам края рвутся многие компании. Нынешние хозяева угледобывающих разрезов, к примеру, принесли красноярцам немало потерь - и в социальном, и в экономическом плане. А каков стиль работы "Евразхолдинга"?

Владимир Иванович заметил, что в принципе его никто не уполномочивал на этот вопрос отвечать, но ответ очевиден. Люди, руководящие холдингом, видят не только интересы своей фирмы, но и интересы территорий, идут на серьезный диалог с местными властями. Подтвердили нам это и глава района Леонид Марченко, и его первый заместитель Николай Петрухин.

"Евразхолдинг" пришел в Междуречье с хорошо продуманной и открытой хозяйственной политикой, пришел всерьез и надолго! Да и не мог он поступать иначе, поскольку считается серьезной структурой, занимающей далеко не последнее место в стране и в мире по выпуску металла и изделий из него. И неспроста в декабре прошлого года между "Евразхолдингом" и администрацией края заключено соглашение, которое подписали президент холдинга А. Г. Абрамов и губернатор А. Г. Хлопонин.

- Cоглашение не просто подписано, - подчеркнул наш собеседник, - мы уже приступили к его реализации.

Владимир Иванович знакомил нас с предприятием, всякий раз подчеркивая, что оно градообразующее, ведущее в Курагинском районе, а потому и работу свою строит соответствующим образом. И он приводил примеры.

ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД

Несмотря на сложные горно-технические и горно-геологические условия, несмотря на то, что основная масса запасов железной руды на действующих карьерах уже отработана (приходится вести добычу на глубине 200 метров), предприятие начало, может, и не так спешно, но верно наращивать объемы производства, причем в физическом выражении (то есть в конкретных тоннах железорудного концентрата), а не за счет роста цен. В 2002 году по сравнению с 2001-м прирост составил почти 15 процентов, в 2003 году по сравнению с 2002-м - 13 с небольшим. Плановой программой года текущего предусмотрено увеличить объемы производства по сравнению с 2003-м уже почти на 18 процентов!

По словам Русинова, c приходом "Евразхолдинга" стабилизировались взаимоотношения с металлургическими предприятиями - основными потребителями ирбинской руды. Вся здешняя руда отгружается на Абагурскую фабрику, затем агломерат поступает на Кузнецкий металлургический комбинат.

Приход "Евразхолдинга" и те инвестиции, которые были сделаны в развитие рудника за последние 1,5-2 года, позволили провести реконструкцию обогатительный фабрики с заменой дробилки крупного дробления. Более того, взамен изношенных рудник получил новые автомашины. Вначале поступило восемь БелАЗов грузоподъемностью 42 тонны, а затем четыре 55-тонных, уже модернизированных, с мощным импортным двигателем (фирма "Камминс"). Обновление изношенного оборудования будет продолжаться и в текущем году.

- Все это делается, - повторяет Владимир Иванович, - несмотря на то, что объемы запасов уже на 80 процентов отработаны, что добывать руду приходится уже на большой глубине. В этом году мы выйдем на те объемы, которые давали наши предшественники в конце 80-х годов - в лучшие, так сказать, времена для рудника. Все это делается, несмотря на внушительную задолженность, которая была допущена на предприятии во времена безвластия. Эту задолженность, сдерживающую наше развитие, непросто перекрыть. Мы считаем, что нужна ее реструктуризация. И все же мы, ирбинцы, это я уже как директор могу сказать, с уверенностью смотрим в будущее. Наше предприятие работает и будет работать долгие годы.

Русинов называет и причины такого оптимизма. В свое время была подготовлена резервная база - речь идет о карьере "Восточном" Бурлукского месторождения. В 2003 году здесь были добыты первые тысячи тонн руды. Словом, дальнейшая судьба рудника связывается с "Восточным", где весьма существенные запасы сырья.

Для этого было пересмотрено давнее проектное решение, которое сейчас уже не отвечает запросам времени - конъюнктурным условиям и ценовой ситуации, сложившимся на рынке железорудного сырья в регионе, да и в России в целом. Появился новый проект первой очереди, предусматривающий добычу пятнадцати миллионов тонн руды. К слову, сейчас руководство "Евразруды", в состав которой входит Ирбинское рудоуправление, рассматривает концепцию развития всех железорудных предприятий Сибири.

НОВЫЙ ДЕНЬ - НОВАЯ ИДЕЯ

Точек для приложения сил уйма. На сегодня, как уже говорилось, более 80 процентов запасов железной руды, на которых был создан Ирбинский рудник, отработаны. Действующие карьеры находятся на так называемой доработке cо всеми вытекающими отсюда последствиями - неблагоприятными, конечно. Руду приходится поднимать на-гора с 200-метровой глубины. В два-четыре раза увеличилось плечо откатки вскрышных пород и "хвостов" обогатительной фабрики, поскольку все проектные отвалы уже заполнены.

- При доработке карьеров с увеличением их глубины, - сетует генеральный директор, - очень остро ставятся вопросы сохранения бортов выработок в надлежащем состоянии, а также внутрикарьерных и межкарьерных дорог. Уменьшаются рабочие площадки. Все это осложняет производство, технологию, дополнительным бременем ложится на себестоимость продукции и понуждает нас изыскивать более рациональные способы ведения работ.

Приходится только удивляться тому, как скоро здесь рождаются разные идеи и как быстро они внедряются в производство. Например, уже освоен выпуск нового вида продукции - из вскрышных пород, которые не содержат железа, начато производство щебня для железных дорог. На то получен соответствующий сертификат. Правда, для этого понадобилось своими силами произвести небольшую реконструкцию дробильно-обогатительной фабрики и отгрузочной площадки. Там сделали дополнительные проезды, поставлены сита, грохоты. Сейчас рудник уже готов по заявкам железных дорог производить и поставлять щебень. Дефицит его, по ориентировочным оценкам, только по одной Красноярской магистрали составляет 300-700 тысяч тонн в год. Нужен щебень и другим дорогам, в том числе соседним - Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской.

- Владимир Иванович, мы слышали, что и собственную железнодорожную ветку рудник строит, чтобы щебень удобнее было отгружать потребителям, - спрашиваем далее директора, так как не перестаем удивляться практическим делам, ведь за годы "рыночных реформ" поотвыкли от подобного.

- Вы и об этом знаете? Да, есть у нас такой вариант, - признается Русинов. - Ветку решено провести в зоне карьера "Восточный", который находится в семи километрах от разъезда поселка Кордово. Если это будет принято, а оно, уверен, так и будет, продукцию для перевозки по железной дороге будем грузить с двух точек. Это намного удешевит транспортные расходы, поскольку карьер от действующей обогатительной фабрики находится все же далековато, в 26 километрах. В нашем проекте предусмотрена также схема полустационарной дробильно-сортировочной установки, которая расположится на борту карьера "Восточный", это в двадцати шести километрах от Ирбы и в семи-восьми от Кордово. Транспортную схему мы собираемся замкнуть на Кордово.

Когда разговор зашел о кадрах, о людях, о социальной политике, директор попросил обязательно отметить такой факт. На предприятиях Ирбинского рудоуправления сохранился коллектив высококвалифицированных специалистов. Как рабочих кадров, так и управленческого персонала.

- А потому,- говорит он,- наши предприятия, наши карьеры не стыдно показать никому. Никому! Любой горняк из любой точки мира может приехать к нам, посмотреть и дать надлежащую оценку. Уверен - добрую! Конечно, нас можно критиковать, в том числе и моих предшественников, за что угодно. Безусловно, можно найти какие-то изъяны, тем более если будет на то настрой. Но в целом за то, что мы делаем, не стыдно. У меня ведь есть с чем сравнивать. Я знаю все предприятия "Евразруды", знаю многие предприятия цветной металлургии, в том числе Казахстана, где проработал довольно длительное время, знаю предприятия дальнего зарубежья. Это я заявляю ответственно.

Все на Ирбинском руднике сделано руками людей, которые здесь живут и работают, многие из них выросли до высококвалифицированных специалистов - каждый в своей области.

- Вы видите поселок, состояние его? - обводит Русинов вокруг себя рукой и сам же отвечает на свой вопрос: - Огромнейшая заслуга моих предшественников в том, что они в эти смутные времена, которые Россия переживает, сумели сохранить Большую Ирбу, сохранить все инженерно-технические сети: подачу холодной и теплой воды, канализацию и электроснабжение... Наш поселок, собственно, небольшой - 5,5 тысячи человек в нем живет. Но у нас сейчас есть все необходимое для нормальной жизни, все работает, в том числе и в 30-40-градусные морозы. Надеемся на то, что перебоев не будет и впредь.

ИЩЕМ ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Надо отметить, что кроме основного производства рудник продолжает содержать подсобное хозяйство, где сейчас работают 103 человека. Здесь около 800 голов КРС, засевается до 700 га пашни. По надоям молока хозяйство держит третье-четвертое место в районе. С недавних пор оно стало самостоятельным предприятием - "дочкой" Ирбинского рудоуправления. И это еще не все. На базе ОРСа созданы две торговые структуры, есть хлебозавод. Торговля продуктами питания и прочим товаром ведется не только на территории Большой Ирбы, но и в Краснокаменске, Курагино.

- Мы в первую очередь люди - и о людях думаем, - подытожил Владимир Иванович.

Когда речь зашла о программах, которые связаны с предстоящим в этом году 80-летием Курагинского района, он, оживившись, заметил:

- Они мимо нас не пройдут. И мы мимо них тоже не пройдем. Все дело в том, что Ирбинское рудоуправление - один из основных поставщиков средств в бюджет района. Кстати, наши соседи и коллеги-краснокаменцы по бюджетным отчислениям находятся на втором месте. Естественно, мы во всех районных программах участвуем, в том числе и по соглашению, которое подписано между администрацией края и "Евразхолдингом".

Рудник безвозмездно передает местной власти двухэтажное здание базы отдыха в Таловке с комплексом (cауна, помещение для летнего отдыха детей). Также безвозмездно в начале апреля передается администрации района комплекс зданий для организации цивилизованного рынка в Большой Ирбе, поскольку сейчас там рынок хотя и есть, но он слишком простой - деревенский.

Отношения, которые складываются с руководством района, по мнению генерального директора рудника, деловые: "В совместных делах мы ищем и всегда находим общий знаменатель. Не потому, что мы такие хорошие, а потому, что мы есть, что мы живем на территории района".

Что это значит? А то, что разработана социальная программа, осуществляется поддержка малоимущих семей, пенсионеров. Целому ряду категорий граждан рудник бесплатно отпускает уголь, по льготным ценам - дрова. Кроме того, на предприятии круглосуточно работают две столовые: одна - в здании рудоуправления, другая - в горном цехе.

Рудник постоянно помогает Ирбинской школе, поддерживает в поселке спорт. Недавно оборудовали современный тренажерный зал, так очередь в него расписана буквально по минутам.

- "Евразрудой" утверждена социальная программа на обозримое будущее, смета социальных затрат. И это еще одно свидетельство того, что жизнь в Большой Ирбе, на нашем предприятии продолжается, - говорит Владимир Иванович. - Продолжается на оптимистичной волне.