Палангское самоуправление хочет восстановить государственный морской порт в Швянтойи и приспособить его к рыбакам, пишет издание Lietuvos rytas.

По подсчетам самоуправления, на выполнение предусмотренных работ хватило бы почти 2,2 млн евро. Из них на строительные работы ушло бы 1,77 млн евро, а за 355 тыс. евро было бы приобретено необходимое оборудование для поднятия кораблей и улова, ангар для ремонта кораблей и небольшая землеройная машина, которая в случае необходимости углубила бы до 3,5 м канала пристани порта.

«Смета запланированных работ точная, потому что она была подготовлена в проекте по восстановлению порта в Швянтойи, который подготовила Дирекция клайпедского государственного морского порта. Мы предлагаем пока что пропустить самую дорогую часть проекта — строительство молов, на что у нас пока нет денег. Поэтому мы хотим сначала реализовать второй этап проекта — оборудовать инфраструктуру порта, которой сразу могли бы пользоваться прибрежные моряки», — предлагает мэр Паланги Шарунас Вайткус.

Большую часть денег, необходимых для строительства инфраструктуры — 1,7 млн евро — планируется получить из средства, выделенных ЕС Министерству сельского хозяйства.

Чтобы Палангское самоуправление могло подать Министерству сельского хозяйства заявку на получение финансирования, ему должен быть передан и сам порт, которым владеет дирекция клайпедского государственного морского порта. Ни дирекция, ни министерство коммуникаций и связи не возражает против этого.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Литва ещё до начала прошлого века по сути не имела выхода к Балтийскому морю, поскольку Клайпеда (Мемель) никогда не принадлежала Литве и впервые Литва её захватила во время так называемого Мемельского восстания 1923 года, когда переодетые в штатское солдаты регулярной армии имитировали народный бунт с последующей просьбой с присоединением к Литве.

Однако во время Второй мировой войны Германия быстро вернула себе город, а второй раз и до сегодняшнего дня Клайпеду передали Литве после указа Сталина. До этого единственный выход к морю у Литвы был как раз в Швентойи, где и действовал небольшой причал для рыбацких лодок.