Якутия отказывается участвовать в программе реструктуризации бюджетных кредитов регионов, объясняя это тем, что республика находится в группе субъектов с высокой долговой устойчивостью, не превышающей 50%. Вместо этого регион намерен набрать ещё банковских займов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Долги Якутии: первое место в ДФО, но нагрузка — экономически безопасная

По информации пресс-службы главы и правительства Якутии, в 2018 году объём привлекаемых кредитов регион намерен увеличить на 7,6 млрд рублей, в 2019 — на 4,6 млрд., в 2020 — снизить их сумму на 1,2 млрд. В итоге государственный долг республики на 1 января 2019 года составит 52,7 млрд (на 677 млн меньше, чем планировалось). К 2021 году размер госдолга республики, как предполагается, составит 52,6 млрд, хотя ранее был заложен на уровне в 57,7 млрд.

«Оценив условия реструктуризации, изложенные в постановлении, и учитывая, что республика находится в первой группе регионов с высокой долговой устойчивостью, не превышающей 50%, а также по итогам встречи руководства республики с правительством Российской Федерации было решено, что Якутия остаётся в рамках действующих соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, заключенных с Минфином России в 2015—2017 годах», — прокомментировал решение об отказе от реструктуризации министр финансов Якутии Валерий Жондоров.

Он пояснил, что из-за высокой долговой устойчивости при проведении реструктуризации республика должна была бы принять более жесткие условия федцентра, в том числе принимать бюджеты с профицитом, чтобы гасить долговые обязательства в последующие годы не за счет рефинансирования, а собственными доходами.

Читайте также: Бедная богатая Якутия: почему республике в 2017 году не хватало денег?

Кандидат экономических наук, директор ИАЦ «Эксперт» Северо-восточного федерального университета (СВФУ) Юрий Данилов назвал такое решение руководства региона логичным.

«Объём государственного долга республики является критическим, несмотря на то, что он не превышает 50% собственных доходов, допускаемых при планировании бюджетов субъектов федерации», — при этом пояснил эксперт.

Проблемы республики с долгами кандидат экономических наук объяснил тем, что «при возрастающей доле добывающих отраслей промышленности ВРП региона (за счёт возрастания объемов добычи нефти и цены на нефть, а в дальнейшем и добыче и экспорту газа) в условиях существующей налоговой системы РФ, налоговые и иные поступления от группы АЛРОСА, зарегистрированной в Якутии, являются одним из основных источников доходной части бюджета республики». Это, в свою очередь, эксперт объяснил тем, что рынок алмазного сырья имеет большую волатильность из-за колебаний курса валют и конъюнктуры рынка роскоши в мире и снижением курса доллара к рублю в 2017 году на 13% по сравнению с 2016-м.

«Сегодня республиканские власти уже не рискуют, как в конце 2016 года планировать завышенные показатели доходной части бюджета Якутии», — при этом подчеркнул Юрий Данилов, ранее отмечавший, что бюджет-2017 года власти республики принимали в эйфории по итогам поступлений в казну в 2016-м, ставших рекордными благодаря высокому курсу доллара.

Отметим также, что связанные с реструктуризацией поправки в бюджет республики на 2018−2020 годы не сильно изменят итоговые параметры казны. Доходы в этом году ожидаются на прежнем уровне (188,7 млрд), расходы будут увеличены с 190,2 до 190,4 млрд, а дефицит вырастет на 200 млн до 1,7 млрд. В 2019 году в казну власти региона ожидают получить 127,3 млрд (дефицит 1,1 млрд), в 2020 — 125,8 (профицит 332 млн).

Читайте также: Следующий год станет для Якутии ещё более напряженным: прогноз Борисова

Как сообщало ИА REGNUM, ранее по прогнозу увеличения госдолга Якутии объём долгов Якутия собиралась нарастить до 57,7 млрд рублей к 2020 году. Такие корректировки долговой политики республики были одобрены депутатами Госсобрания республики в рамках внесения поправок в бюджет на 2017 год и плановый период 2018—2019 годов.

Напомним, программа реструктуризации накопленных бюджетных кредитов регионов, рассчитанная на семь лет, начала действовать в России с 1 января 2018 года по распоряжению президента РФ Владимира Путина. В первые два года реализации программы регионам нужно будет выплачивать всего по 5% долга ежегодно. Реструктуризация коснётся только бюджетных кредитов субъектов РФ.

Читайте также: Реструктуризация долгов в субъектах РФ — почти признание дефолта в регионах