Площадь «зелёных лёгких» Москвы сократилась до катастрофических величин
Москва, 24 января, 2018, 17:37 — ИА Регнум. Увеличение «организованных зелёных территорий» в Москве происходит за счёт уничтожения ООПТ (особо охраняемых природных территорий) и экологически эффективных природных зон. Об этом 24 января корреспонденту ИА REGNUM заявил руководитель общественного движения «Открытый берег» Сергей Менжерицкий, комментируя высказывание заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова о том, что Москва по уровню озеленения превосходит многие крупные города мира.
«Москва по уровню озеленения превосходит многие мегаполисы мира. За последние годы значительно увеличилось количество организованных зелёных территорий. Если в 2010 году их было чуть более 200, сейчас их более 550», — отметил Бирюков.
По словам Сергея Менжерицкого, в заявлении чиновника отсутствуют главные термины, которые должны характеризовать природный комплекс Москвы.
«Год экологии прошёл. Но мало кто знает, почему он был объявлен именно в 2017 году. Это было сделано в честь юбилея с момента принятия международной конвенции о биологическом разнообразии. Она была принята в 1992 году и ратифицирована РФ в 1995 году. Прошло 25 лет, и президент подчеркнул важность этой конвенции.
Что это значит, особенно для мегаполисов? Это означает, что подчёркивается особая ценность дикой природы, сохранившейся в городах. В 90-е годы в мировом масштабе было осознано, что дикая природа ещё даёт нормальную здоровую среду в городе, она смягчает климат, увлажняет. Была отмечена прямая связь между здоровьем населения в городе и сохранением участков дикой природы, где сохраняется биологическое разнообразие», — подчеркнул Менжерицкий.
Так, в Москве в рамках исполнения этой конвенции в 1998 году была создана система ООПТ, согласно которой именно на этих территориях должна выполняться программа по сохранению биоразнообразия. В частности, это запрет на любую застройку, на проведение развлекательных мероприятий, на передачу части территорий под коммерческие нужды. В основе лежала идея максимального сохранения естественности этих территорий.
«Что делает Москва реально? Сокращает ООПТ, застраивает их, особенно это усилилось при Бирюкове. При Лужкове началось в серьёзных масштабах, но в катастрофических масштабах уничтожение биологического разнообразия произошло при Собянине», — считает эколог.
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, если зелёные территории города составляют менее 40%, то город начинает деградировать по санитарно-гигиеническим нормам, и происходит взрывной рост заболеваний. Если цифра сокращается до 30%, то город считается полностью «больным». Его эффективность начинает резко падать.
По словам Менжерицкого, по всем мировым нормативам обеспеченности зелёными насаждениями, в Москве 56% территории должно быть отдано под природный комплекс. Это территории ООПТ и городские зелёные зоны. Однако на сегодняшний день «лёгкие города» составляют уже меньше 30%, а в реальности где-то 28%.
Кроме того, согласно Генпланам Москвы 1935 года, раньше площадь «зелёных легких», включая подмосковные леса, составляла 160 тыс. гектаров экологически эффективных территорий. Сегодня их осталось меньше 60 тыс. гектаров, и это деградирующие леса.
«Что делает правительство Москвы? Бирюков гордится тем, что у нас «организованные зелёные территории» увеличились. Нет такого термина. По факту что происходит? Имеется в виду, что зелёные территории застраиваются объектами развлекательными, коммерческими: разными кафе, ресторанами, аттракционами. Уничтожается биоразнообразие, их средообразующая, средозащитная функция. По сути, Бирюков пытается прикрыть своим термином разгром экологически эффективных природных территорий Москвы и их застройку и уничтожение биоразнообразия мегаполиса Москвы», — подчеркнул активист.
Добавим, из конкретных примеров можно привести парки «Москворецкий», «Серебряный бор», парк 50-летия Октября, «Крылатские холмы», «Кузьминки», «Воронцовский парк», где в 2017 году проходили работы по благоустройству. Активисты неоднократно обращали внимание на то, что зачастую у рабочих отсутствуют документы на ведение работ, а также заключение экологических экспертиз. При этом при проведении «благоустроительных» работ разворачивается структура коммерческого отдыха, строятся развлекательные площадки, обеспечивается транспортная доставка посетителей, что увеличивает антропогенную нагрузку. Естественные тропинки зашиваются деревянными помостами, асфальтируются и закладываются плиткой. Уничтожаются естественные берега, принимаются проекты о полном уничтожении водоёмов.
Так, летом 2017 года благоустройство исторической усадьбы «Михалково» обернулось экологической катастрофой для местных деревьев и кустарников, птиц, находящихся у берегов Головинских и Михалковских прудов, для травянистого и почвенного покрова и всего исторического ландшафта. Кроме того, в преддверии ЧМ-2018 по футболу с нарушением действующего законодательства территория Воробьёвых гор была покрыта фонарями особой мощности. Ослепительный свет разноцветных огней наносит огромный вред находящимся на ООПТ животным и растениям.
Добавим, как сообщало ИА REGNUM, 23 января на заседании президиума правительства Москвы заместитель мэра города Петр Бирюков также сообщил, что в 2018 году будет благоустроено 5 тыс. московских дворов и почти 22 тыс. подъездов.
Читайте подробнее: В Москве благоустроят почти 5 тыс. дворов и 22 тыс. подъездов
Читайте также: Хватит ли 137 млрд рублей, чтобы разрушить экологию Москвы?