Анализ территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на территории Дальнего Востока свидетельствует о том, что при существенных затратах отдача от этих проектов минимальна. В первую очередь такой результат продиктован недостатком внутренних инвестиционных ресурсов, однако у данных проектов есть и более глубокие содержательные недостатки, из-за которых достичь сбалансированного развития регионов не удалось бы даже в случае их эффективной реализации. Об этом 24 января корреспонденту ИА REGNUM заявил директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Логика этих проектов основана на том, что мы даём определённые льготы и привлекаем на территорию государственные средства, за ними последуют частные инвестиции, и всё это обеспечит развитие региона — когда есть капитал, он бегает по всей стране и ему предоставляют место, где ему будет наиболее комфортно», — заявил Журавлёв.

Он отметил, что правительство пыталось использовать проекты территорий опережающего развития как механизм для выравнивания развития регионов, однако в российских условиях этот механизм не сработал — как минимум из-за отсутствия в достаточных объёмах свободных инвестиций. Эта проблема усугубляется тем, что в России до сих пор продолжается кризис, а вложения извне оказались недоступны из-за санкций.

«Идея территорий опережающего развития разумна, когда у вас есть огромный потенциал инвестиционных вложений. Но этого не может быть в нашей ситуации, когда территория огромная, но при этом собственных денег в стране, в общем, не очень много, а внешних инвесторов у нас теперь нет», — указал политолог.

Тем не менее даже в случае избытка инвестиционных ресурсов территории опережающего развития сработали бы не так, как того ожидают правительственные чиновники — и это общая проблема для всех развивающихся стран, которой является и Россия, уверен Журавлёв.

«Даже если бы вся система работала на 150%, и даже если через пару лет Запад вернётся на наш рынок, не имея возможности никуда вложить свободные деньги — это всё равно не выход. Проблема в том, что вся логика нашего Минэкономразвития построена на американской модели, где денег априори более чем достаточно, экономика регионов сложилась, ничего принципиально нового развивать уже не требуется, а нужно просто поддерживать систему такой, какая она есть», — пояснил он.

Частный бизнес в первую очередь заполняет те ниши, которые возникают в результате уже сложившейся экономической специализации регионов страны. В свою очередь, для стратегических изменений, для создания принципиально новых точек экономического роста, — а именно это необходимо развивающейся российской экономике, — необходима гораздо более активная целенаправленная государственная политика.

В этом отношении наиболее оптимальным для России, по мнению Журавлёва, мог бы стать возврат к некоторым принципам государственного планирования, но уже на современной основе — в противовес текущему подходу правительства, который фактически основан на рыночных критериях хорошей окупаемости государственных вложений.

«Самое главное — это использовать особенности регионов как достоинства. Без этого вся работа лишена ориентиров и в значительной степени лишена смысла. Хотели проложить 200 дорог от Хабаровска до Владивостока, а проложили 150. Много это или мало? У нас никто не знает — получается, что как могли, так сделали», — подчеркнул Журавлёв.

«Собственно, основная идея Госплана и заключалась в том, чтобы люди могли недостатки региона превратить в его достоинства. Кстати, стратегия регионального развития, которую президент России подписал полтора года назад, в президентском более общем виде содержит этот тезис в качестве ключевого. А тот документ, который правительство к обсуждению давало, эта тема куда-то уже убежала. Все наши ошибки заключаются именно в том, что мы всё время пытаемся строить экономику по модели страны, которая сегодняшний этап российского развития прошла 150 лет назад. Мы делаем как они, и потом удивляемся, почему получается по-другому», — заключил эксперт.

Ранее Счётная палата РФ предоставила отчёт по состоянию и наполнению бюджетов регионов ДФО. Из него следует, что резиденты особых территорий, включая свободный порт Владивосток, задолжали в бюджеты более 93 млн рублей. В частности, объём совокупной задолженности резидентов ТОСЭР в консолидированный бюджет РФ по итогам 9 месяцев 2017 года составил 22,4 млн рублей. Свободного порта Владивосток — 70,5 млн рублей.

В 2017 году долги резидентов выросли по сравнению с 2016 годом — ТОСЭР увеличили долг на 36,5%, в том числе по налогу на имущество организаций на 122,7%, резиденты свободного порта увеличили долг в бюджеты с 2,7 млн рублей до 67,8 млн рублей. В отчёте делается вывод о том, что при весьма существенных затратах отдача от территорий опережающего развития оказалась минимальна.

Напомним, в восьми регионах ДФО (кроме Магаданской области) создано 18 ТОСЭР. К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского, Камчатского, Хабаровского краев, Сахалинской области, Чукотского АО.