Скандал в московской школе им. Тубельского: директору пора в отставку?
Москва, 22 января, 2018, 19:25 — ИА Регнум. Для урегулирования скандала в школе №734 им. А.Н.Тубельского департамент образования должен в ближайшие сроки сменить кандидатуру директора, заявил корреспонденту ИА REGNUM член совета Межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий 22 января. В противном случае назревший конфликт между педагогами и родителями, с одной стороны, и новым директором, с другой, будет развиваться дальше. По словам Луховицкого, сейчас глава учреждения грубо нарушает закон об образовании, не давая родителям возможности участвовать в управлении школой, и права учителей, отказываясь взаимодействовать с профсоюзами. Отношения в коллективе могут нормализоваться только в том случае, если департамент образования в письменном виде обяжет директора не нарушать закон и назначит человека от департамента, в обязанности которого будет входить контроль за работой главы школы.
«Вчера родители получили просто издевательский ответ от директора, что он не разрешает им собираться родительским комитетом в школе, проводить собрания. За последние 8 лет работы с профсоюзом никогда такого не было, чтобы кто-то осмеливался в письменном виде на бланке школы такое написать. Очевидно, что директор не хочет идти ни на какие переговоры. Департамент образования должен максимально быстро сменить кандидатуру, чтобы дело не дошло до массовых протестов и митингов», — считает Луховицкий.
Отметим, школа №734 имени Александра Наумовича Тубельского, российского педагога-новатора, известна во всём мире своими демократическими методами работы. Дети могли активно участвовать в управлении школой, самостоятельно выбирать образовательные программы. В школе существовал свой «парламент» — Совет школы, в который входили ученики, учителя и родителей. Действовала форма школьной службы примирения — Суд Чести, практикующий восстановительный подход к конфликтам внутри школьного сообщества. Кроме того, была прописана школьная конституция — совместно принятый свод правил, определяющий права и обязанности всех граждан школы, детей и взрослых.
В 2001 году группа педагогов школы им. Тубельского стала лауреатом премии Президента РФ Владимира Путина в области образования. Принципы «Школы самоопределения» стали «трендом» в современном образовании, сочетая командную работу, коллегиальное управление, проектные формы работы, содержательно-качественное оценивание и профессиональные стажировки.
«Это школа для всего мира, педагогика Тубельского — мировое явление. Лет 10−12 назад я ездил с Александром Наумовичем в Германию на встречу с немецкими учителями. Вы бы видели, как в германских школах, гимназиях воспринимали то, что он делает. Это совсем иной вид отношений с учениками, с родителями, это иной способ жизни. Во всём мире в разных школах идеи Тубельского используют», — подчеркнул Всеволод Луховицкий.
После смерти основателя, в течение 10 лет учреждением руководила ученица Александра Тубельского — Юлия Грицай, которая продолжала традиции своего знаменитого педагога. В мае 2017 года департамент образования назначил на её место педагога Сергея Москаленкова, окончившего Алтайский государственный университет, факультет политических наук и факультет педагогического образования.
После смены директора школы, прежние принципы, на которых базировалась работа школы, претерпели серьезные изменения. Конфликты между преподавательским составом и новым директором начались почти сразу после назначения и «зрели» больше, чем полгода. 11 января 2018 года родители, педагоги и представители заинтересованной общественности вышли на митинг, выступая против принципов работы нового управленца, а учащиеся устроили бойкот и перестали выходить на занятия. Поводом к выступлениям стал демонтаж спортивного комплекса на зимних каникулах без согласования с сотрудниками и учащимися школы.
Как заявляют родители, преподаватели и выпускники школы в петиции к департаменту образования города Москвы с требованием сохранить «Школу самоопределения», после прихода к власти нового директора часть сотрудников была уволена, органы самоуправления перестали работать, на интересы детей не обращают внимания, а все вопросы решаются в административном порядке.
«Без предупреждения коллектива, без согласования с Управляющим советом, зная о возражениях родителей, спортивный комплекс начальной школы демонтировали в январские праздники. Комплекс — часть образовательной среды. Сейчас такие комплексы заказывают и устанавливают самые продвинутые учебные заведения Москвы. В нашей школе такого спортивного комплекса больше нет. Педагогам, работающим над различными проектами, до последнего дня неизвестно, будет ли разрешено проведение праздника или заранее запланированного мероприятия или его запретят по формальным причинам. Декорации к спектаклям и ежегодным праздникам выкидываются в связи с «необходимостью освободить помещение» (без поиска вариантов сохранения ценных вещей)», — отметили авторы документа.
Добавим, в ситуацию вокруг школы № 734 им. Тубельского оказалось вовлечено всё образовательное сообщество, кроме самого департамента образования Москвы. Как ранее сообщили «Вести образования», на селекторном совещании руководитель столичного департамента образования Исаак Калина заявил, что в ведомство постоянно поступают обращения с просьбами обратить внимание на сложившуюся в учебном учреждении проблемную ситуацию. Однако, по его мнению, эти вопросы «совершенно не требуют вмешательства департамента».
«Обращения продолжают идти к нам. Видно когда-то учителя литературы научили не одно поколение, что «вот приедет барин, барин все рассудит». Слава богу, департамент давно не барин, у нас работают формулы, а не субъективные решения. Поэтому у вас есть возможность практически все проблемные ситуации решать без департамента. Нам нет нужды, и, поверьте, какого-то желания вмешиваться», — отметил Калина.
По мнению Всеволода Луховицкого, для современного департамента образования само образование не значит ничего — нужны лишь высокие показатели и желание «уравниловки» всех школ. При этом родители школы им. А.Н.Тубельского были готовы идти на диалог — искали возможность финансирования со стороны внебюджетных фондов, икали способ соответствовать требованиям директора и искали компромиссы для сотрудничества. Однако Сергей Москаленков ясно дал понять — на диалог он идти не готов.
«То, что в Москве такая школа сохранилась, в нынешней ситуации, — чудо. Она противоречит всему, что у нас делается, но всегда можно найти какие-то компромиссные решения. Родители и учителя были готовы к поискам возможностей и формально соответствовать требованиям департаментов. Они думали о внебюджетных фондах, о том, как сделать, чтобы для отчетности школа не выбивалась сильно из общих московских требований. Но всё это можно обсуждать при доверии, а никакого доверия сейчас к директору уже ни у кого нет. Вчера на профсоюзном собрании учителя твёрдо пришли к выводу, что с таким директором работать не могут. Родители испытывают те же чувства», — подчеркнул Луховицкий.
Добавим, московский департамент образования считает главными достижениями последних лет работы — улучшение показателей школьников по олимпиадам, а также проект «Московская электронная школа», разработка и внедрение которого сейчас числятся на первом месте обязанностей у столичных педагогов. Добавим, на сферу образования в 2018 году будет потрачено 300 млрд рублей.
Читайте развитие сюжета: Очередные эксперименты со школьным образованием в Москве, точнее, с детьми