"Индуизм в Москве: быть или не быть" - так озаглавили прошедшую 24 марта в Москве пресс-конференцию ее организаторы, члены Центра обществ сознания Кришны

Внимание участников конференции было сосредоточено прежде всего на проблеме строительства индуистского храма в столице. Проектируемый храм будет назван "Храмом Взаимопонимания", что, по словам последователей учения вайшнавизма, связано с широкой философией индуизма. Как сообщил Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим Тунеев), глава российских кришнаитов, президент Центра обществ сознания Кришны в России, начало работ запланировано на конец этого - начало следующего года. В ходе церемонии закладки первого камня будет организован телемост с участием премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи.

При этом Сергей Зуев, председатель руководящего совета обществ сознания назвал ложной информацию об огромных размерах проектируемого храма, который якобы окажется больше Храма Христа Спасителя. В связи с этим журналистам был представлен рисунок, наглядно демонстрирующий соотношение размеров обоих сооружений. Что касается проблемы выбора места для будущего храма, то С.Зуев назвал безосновательным беспокойство за "неприкосновенность" исторического Ходынского поля, т.к. территория для строительства выделена за его пределами, на Ленинградском проспекте

Другой участник пресс-конференции кандидат философских наук, востоковед, православный публицист Борис Фаликов - доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ вспомнил прошедший 21 марта митинг протеста на Пушкинской площади, организованный рядом православных общественных организаций, недовольных планами строительства кришнаитского храма. По его словам, для "протестантов" характерно два заблуждения. Это уверенность, во-первых, в тоталитарно-сектантском характере деятельности кришнаитов, и, во-вторых, в их связи с индийскими фундаменталистами. Уверенность эта, как утверждает Фаликов, ошибочна. "Вайшнавизм - не секта и не ветвь индуистского фундаментализма, и мотивация митинга состоит в том, что сами православные фундаменталисты объединяются против строительства храма, чтобы потом объявить о себе как о мощной политической силе. Иными словами, "протестанты" создают образ врага, борются с этим врагом и таким образом делают" свою репутацию", - сказал Б.Фаликов

На множество искажений намерений и деятельности индуистов в России, которые бытуют в прессе и общественном сознании в ходе своего выступления указал Сергей Зуев. В частности, "антииндуистским мифом" он назвал и мнение о вайшнавизме как о языческом вероисповедании. "Это монотеистическая религия, где поклоняются единому богу", - подчеркнул он

С. Зуев также обратил внимание журналистов на то, что проект строительства индийской святыни в Москве имеет широкую общественную поддержку. В связи с этим он напомнил о проведенном членами Центра обществ сознания Кришны опросе, результаты которого показали, что как минимум 50 тыс. москвичей вполне одобряют проект строительства. В правительство Москвы, по его словам поступили письма от ряда известных деятелей науки и культуры, а также депутатов Госдумы, которые поддержали идею строительства такого храма

Со своей стороны, вице-президент Ассоциации индийцев в России Сурен Нималан указал на то, что в России постоянно находятся не меньше 10 тыс. индийских бизнесменов. Необходимость в строительстве храма для него очевидна. "В каждом европейском государстве есть индуистский храм, но враждебность отмечена только в Москве, - констатировал он. - В Индии строятся православные святыни, и этому никто не препятствует". На важность строительства храма для индийской диаспоры указали также представители организаций, объединяющих не менее 20 тыс индийских студентов, обучающихся в России - Бисваджит Борах и Раджеш Раджан. "Проживая и получая образование в России, мы забываем свою национальную культуру", - пожаловался последний. По его словам, "строительство храма - лучший способ культурного обмена между Россией и Индией, а в контексте развивающихся русско-индийских торгово-экономических отношений он необходим".

Касаясь проблем российских последователей индуизма, доктор философских наук, религиовед Сергей Иваненко отметил тенденцию к увеличению их численности. По его словам, Общества сознания Кришны в России зарекомендовало себя широкой благотворительной деятельностью. В настоящее время раздача пищи в рамках Международной гуманитарной миссии "Харе Кришна Пища жизни" проводится в 15 городах России. Наибольшее количество бесплатных обедов - 90 тыс. порций в год - распределяется в Перми.