Архангельские перевозчики объясняют плохую работу низким тарифом
Архангельская область, 29 октября, 2014, 20:50 — ИА Регнум. ИА REGNUM продолжает серию публикаций, посвященных Архангельску. На этот раз обратимся к проблеме организации пассажирского автотранспорта, качество предоставляемых услуг которого оставляет желать лучшего.
Начнем с того, что в Архангельске практически отсутствует муниципальный транспорт. Уже давно с улиц города исчезли трамваи, тролейбусы и комфортабельные, большой вместимости автобусы. Городские дороги сплошь и рядом заполонили ПАЗики и маршрутные газели. Город ПАЗиков — так колыбель российского флота и город воинской славы теперь называют в других региона страны. Сегодня, 29 октября, представители власти, бизнеса, профсоюзных организаций, научного сообщества, депутаты и журналисты собрались за круглым столом, чтобы обсудить проблемы организации пассажирских перевозок, передает корреспондент ИА REGNUM.
Всего в Архангельске организованы 44 городских маршрута, на которых работает 31 перевозчик. В основном пассажирские перевозки осуществляются с использованием автобусов марки ПАЗ.Перевозку пассажиров осуществляют индивидуальные предприниматели. Однако, в 2009-2010 годах в городе было создано муниципальное предприятие по обеспечению перевозки пассажиров автобусами марки ЛИАЗ. На условиях софинансирования были закуплены 46 комфортабельных автобуса, из которых на линии работают только 22. Что касается межмуниципальных маршрутов, то в области таких маршрутов 84, перевозки осуществляет 64 организации.
«Как житель Архангельска я хочу сказать, что на сегодняшний день ПАЗики — это бич города. Посещая различные конференции и совещания на федеральном уровне, наш город прославился, как город ПАЗиков. Уже давно необходимо поднимать вопросы на уровне муниципальной власти, — сказал начальник автомобильного транспорта и дорожной инфраструктуры агентства по транспорту Архангельской области Олег Мишуков. — По социологическому опросу, который недавно проводился, негативно к организации автоперевозок относятся 35% респондентов, большую изношенность подвижно го состава отмечают 34% и 53% считают, что органы местного самоуправления не оказывают никакого влияния на организацию работы общественного транспорта в городе. Согласно статистики УГИБДД, за 9 месяцев этого года на территории области произошло 52 ДТП с участием автобусов, из которых 32 ДТП на территории Архангельска. По вине водителей автобусов произошло 31 ДТП, из которых 20 в Архангельске. Причины ДТП (11%) — падение пассажиров, 8% — столкновения. Автобусные гонки, которые мы все с вами наблюдаем, ни к чему хорошему не приводят, пассажиры при таком экстремальном вождении падают и получают серьезные травмы».
Еще в прошлом году в Архангельске было проведено большое исследование 45 городских маршрутов. Результаты оказались весьма неутешительными: большая часть маршрутов неэффективна. «Основная беда автомобильного транспорта в городе — несоответствие транспортных средств и дорожных условий», — заявил на круглом столе доцент кафедры транспортно-технологических машин, оборудования и логистики Института энергетики и транспорта САФУ Михаил Марушкей. — У нас нет законодательных актов, которые могут запретить допустим использование ПАЗиков для городских перевозок. С точки зрения количества автобусов, на многих маршрутах надо сокращать количество автобусов. Надо постепенно переходить на городские автобусы. Пригородные маршруты вполне могут обеспечивать ПАЗики. Это будет удобно. Вторая проблема — пропускная способность улиц, то есть пробки. В 2006 году были проведены соответсвующие исследования и некоторые улицы в Архангельске были реконтструированы. Там была увеличена полосность. Сегодня эта необходимость назрела снова. Необходимо строительство нескольких развязок. Автобусов сегодня достаточно, но люди не могут попасть на работу, так как автобусы стоят в пробках. Нужно принять меры, чтобы в городе работали те маршруты, которые реально необходимы горожанам", — сказал Михаил Марушкей.
В продолжении этой темы начальник Управления госавтодорнадзора по Архангельской области и НАО, главный госинспектор Илья Пинаевский подчеркнул, что используемый для перевозки пассажиров подвижной состав в городе не соответствует современным требованиям. «С ПАЗиками бороться сложно. Создается довольно печальная картина. Из этого вытекает низкое качество обслуживания и аварийность на дороге. Пусть она не растет, но и не снижается. Одно из самых главных нарушений, которое мы выявляем при проверке перевозчиков — это нарушение режима труда водителей. Они просто эксплуатируются перевозчиками и работают круглые сутки. В свой выходной день переходят к другому перевозчику и продолжают работать. Такого быть не должно. На мой взгляд, ситуацию может изменить подход мэрии к организации конкурса на право подряда. Не стоит продлевать договоры с теми перевозчиками, у которых нет нормальных городских автобусов, опытных водителей и так далее. Перевозчик должен соответствовать определенным требованиям. Не стоит брать всех подряд», — считает Илья Пинаевский.
С этим мнением несколько не согласился начальник отдела транспорта и связи департамента городского хозяйства мэрии Андрей Попов. Он пояснил, что договоры на осуществление транспортных пассажирских перевозок заключаются сроком на шесть лет и подрядчики выполняют ряд условий, прописанных в договоре. А все сегодняшние проблемы с пассажирскими перевозками и низким качеством оказываемых услуг связаны с недостатком денежных средств. «В течение нескольких лет мэрия города неоднократно обращалась в областное Собрание депутатов и в областное правительство региона для решения вопроса об ежегодном выделении из областного бюджета средств на покрытие убытков муниципальных автотранспортных предприятий, возникающих в результате государственного регулирования тарифов. В Архангельске были созданы два муниципальных автотранспортных предприятия, закуплены большие автобусы. однако, практика их эксплуатирования привела к убыткам предприятия. Тариф на регулярные перевозки пассажиров и багажа, установленные для Архангельска областным агентством по тарифам и ценам учитывают затраты только для автобусов малого класса и не покрывают расходы МУПов на эксплуатацию больших автобусов. Для безубыточной работы больших автобусов тариф на проезд должен составлять 35 рублей за одну поездку. При этом необходимо четко разделять понятие „тариф“ и „цена билета“. Они связаны, но не обязательно равны. Необходимо дотирование этой отрасли из областного бюджета. К сожалению, в Архангельской области сложившаяся практика тарифного регулирования пока не предусматривает выделение средств из регионального бюджета для компенсации перевозчикам затрат на эксплуатацию автобусов большого класса, поэтому на дорогах Архангельска „ПАЗики“ пока успешно конкурируют с муниципальными ЛиАЗами», — сказал Андрей Попов.
Частные перевозчики появились в Архангельске в 1996 году, тогда, когда муниципальный транспорт в городе был на грани ликвидации. Тогда все силы местной власти были брошены на то, чтобы каким-то образом организовать пассажирские перевозки в городе. Сначала пассажиры с недоверием относились к частникам, потом, со временем, привыкли и поняли преимущества. Главное было во время уехать. Сегодня поездка на автобусе — не только сомнительное удовольствие, но и опасное. Водители автобусов в погоне за прибылью не соблюдают элементарные правила безопасности — трогаются с открытой дверью, проезжают мимо обозначенных маршрутом остановок, не соблюдают скоростной режим. Нередко кондукторы маршруток высаживают пассажиров, если те пытаются оплатить проезд «слишком большими» деньгами. Кроме того, водители некоторых автобусов позволяют себе курить прямо на рабочем месте. Перевозчики на претензии о качестве предоставляемых услуг жалуются на сложные условия труда. «Ничто так не раздражает население как плохая работа общественного транспорта. Но сегодня жалобы идут не на высокую цену, а на плохую работу. Тариф в 18 рублей не позволяет улучшить работу отрасли и представленные расчеты говорят о том, что он должен быть не меньше 25 рублей. Говорить о безопасности просто нет возможности, мы экономим на всем. Постоянно повышается стоимость на топливо. За последнее время оно подорожало на 25%. Кроме этого, нам необходимо провести индексацию заработной платы. Сегодня к нам не идут на работу молодые кадры, так как им нужна заработная плата не меньше 60 тысяч рублей для водителей. Новых кадров у нас нет с 2008 года. В основном водителями работают люди уже пенсионного возраста, а кондуктора — пьющие женщины, которые выйдут из запоя и возвращаются на работу. Нам приходится их брать на работу, так как работать больше не кому. Скажу, что отрасль хромает и камень преткновения — плохая экономика», — заявила представитель компании-перевозчика индивидуальный Вера Дурандина.
Для улучшения и изменения ситуации в лучшую сторону было предложено начать субсидирование отрасли из средств областного бюджета. иначе автоперевозчики будут вынуждены повышать тарифы на проезд.