Якутия пока не готова переходить на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Республика просит дать ей отсрочку до 1 января 2020 года, которую пока получил только Крым, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Мусорный вопрос в Якутии: «Новый закон не учитывает специфики Севера»

О том, почему Якутия может не успеть подготовиться к переходу на новую систему обращения с мусором и его утилизации, в интервью журналу «Энергосбережение в Якутии» рассказал руководитель департамента коммунального комплекса и стратегического развития министерства ЖКХ и энергетики республики Виктор Романов.

По его словам, самая большая проблема, усложняющая изменения при работе с мусором, в Якутии кроется в отсутствии инфраструктуры. Налаженной систему обращения с ТКО в республике, в отличии от большинства других регионов России, нет из-за проблем с его транспортировкой и отсутствия сортировочных станций и отвечающих всем необходимым требованиям полигонов.

«У нас даже в Якутске нет соответствующего полигона. На территории республики из 471 санкционированного объекта размещения в государственном реестре объектов по размещению отходов числятся всего 13 полигонов. Это наша основная проблема. Если в административных центрах и городах система сбора и транспортирования более или менее налажена, то в сельских и отдалённых поселениях в этом направлении существуют пробелы. Есть вероятность, что у региональных операторов с ТКО могут возникнуть проблемы с надзорными органами, так как в соответствии с законом отходы должны размещаться на полигонах, числящихся в государственном реестре», — выразил опасения Виктор Романов.

Читайте также: Изменения в правилах утилизации мусора увеличат тарифы в Якутии в 20 раз

Он считает, что Якутия вместе с другими регионами, имеющими территории Крайнего Севера, должна получить отсрочку по переходу на новую систему обращения с отходами по аналогии с Крымом, которому налаживать новый порядок работ разрешается до 2020 года. Сотрудниками министерства ЖКХ и экономики республики уже направлены предложения в федеральные органы о внесении изменений в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», определяющие переходный период для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

«С данными трудностями сталкивается не только наша республика, но и другие регионы России, расположенные в северных и арктических территориях. Отметим, что законодательством предусмотрен переходный период только в отношении Республики Крым, они должны внедрить новую систему обращения с ТКО до 1 января 2020 года. Аналогичный переходный период мы предлагаем определить и для субъектов Крайнего Севера», — пояснил Виктор Романов.

Пока подготовка к переходу на утилизацию мусора в соответствии с новыми правилами в республике находится на стадии определения региональных операторов. Все нормативно-правовые акты уже приняты, территориальная схема по обращению с отходами утверждена. Региональные операторы пока определены в двух зонах из пяти: в Южной зоне — МУП «Переработчик», в Западной зоне — ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства». Объявлен конкурсный отбор по определению регионального оператора в Центральной зоне, уже в третий раз: первый не состоялся по причине отсутствия заявителей, второй был аннулирован по предписанию Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Читайте также: Якутии на исполнение закона о мусоре потребуется 17 млрд рублей

Те региональные операторы, которые уже определены, по словам Виктора Романова ведут подготовительную работу по исполнению обязательств по заключенным соглашениям. Им необходимо провести мероприятия по заключению договоров с отходообразователями, провести конкурсные процедуры по определению транспортировщиков. После определения и заключения договоров с объектами захоронения и транспортировки региональный оператор заявляется на регулирование тарифов в Государственный комитет по ценовой политике. После утверждения тарифа услуга из жилищной услуги переходит в коммунальную, и начинает действовать новая система.

«Все отходообразователи — юридические лица и индивидуальные предприниматели должны заключить договора с регоператором по утвержденному тарифу. Что касается населения, то они заключают договора через ТСЖ и УК. С этого момента регоператор начнёт отвечать за обращение с отходами в своей зоне, где осуществляет свою деятельность. Все мероприятия должны быть проведены до конца года», — проинформировал также Виктор Романов.

Вместе с тем он констатировал, что объявленный конкурс по отбору регионального оператора в Арктически-Северной зоне не состоялся ввиду отсутствия участников: «Причиной тому — экономическая неэффективность территорий. Заложенная на данный момент стандартная схема по обращению отходов в северных и арктических зонах будет дорабатываться».

Читайте также: «Мусорная» реформа: Петербург и Ленобласть ищут способ не утонуть в отходах

Рассчитывать на помощь населения в сортировке отходов Якутии пока не приходится. По словам Виктора Романова, такой практики в республике нет: «Как показал опыт, население не сильно реагирует на добровольно-принудительный порядок».

В целом переход на новую систему обращения с отходами чиновник охарактеризовал так:

«Это работа на долгий период. Для того, чтобы эта система заработала у нас в полной мере, потребуется несколько лет. Если смотреть опыт европейских стран, то там система раздельного сбора мусора была внедрена в 70-х годах, и только в наши дни европейцы начали осознанно сортировать отходы. Но начинать в любом случае надо, потому что так продолжаться больше не может!».

Как сообщало ИА REGNUM, невозможность найти единого регионального оператора, который был бы готов работать с мусором на всей огромной территории Якутии, в республике констатировали ещё в ноябре 2016 года. Тогда затраты на организацию сбора и утилизации ТБО в регионе по новым правилам оценивали более чем в 18 миллиардов рублей. Из 471 регионального объекта размещения отходов необходимую документацию на тот момент имели 348, а в Государственном реестре были зарегистрированы только 12. При этом констатировалось, что из 411 муниципальных образований только в 30 осуществляется регулируемый вывоз отходов. В остальных поселениях население самостоятельно утилизирует отходы или вывозит их на свалки.