Президент Таджикистана Эмомали Рахмон принял сегодня, 10 января, премьер-Министра Узбекистана Абдуллу Арипова. Из сообщения пресс-службы таджикского лидера известно, что на встрече стороны обсудили вопросы устранения торговых ограничений, упрощения системы общественного транспорта, снижения тарифов на товары, восстановления существующих железных дорог, а также очистки заминированных участков границы, открытия пограничных КПП и прочие вопросы, связанные с границей.

Отмечено, что Эмомали Рахмон поднял тему гидроэнергетики, которая без преувеличения остается одной из ключевых и наиболее острых в двусторонних отношениях этих среднеазиатских соседей.

«Глава государства подчеркнул важность усиление межгосударственных отношений с Узбекистаном в вопросах использованию водных и энергетических ресурсов. Он отметил, что Таджикистан никогда не пытался в этом вопросе создавать проблемы для стран региона, наоборот всегда выступал зам сотрудничество в водной и экологических сферах региона», — подчеркивается в сообщении.

Рабочий визит узбекского премьера посвящен подготовке визита в Душанбе главы Узбекистана Шавката Мирзиеева, который ожидается в начале марта. По данным источника в таджикском внешнеполитическом ведомстве, в рамках этой подготовки Арипов встретится со своим таджикским коллегой Кохиром Расулзода, министром иностранных дел Таджикистана, руководством Главного управления погранвойск ГКНБ, национального энергохолдинга «Барки Точик» и государственного унитарного предприятия «Таджикская железная дорога».

Отметим, что из четырех соседей по региону, Шавкат Мирзиеев в должности главы государства ни разу не посетил только Таджикистан, с которым на протяжении более двух десятков лет отношения оставались, мягко говоря, наиболее натянутыми. Этот факт игнорирования одного из соседних государств, с коими, придя к власти, Мирзиеев обещал налаживать сотрудничество, вызывал немало вопросов у наблюдателей и давал основания полагать, что Узбекистан и Таджикистан все еще далеки от серьезного сближения и объявления старта решения ключевых вопросов.

Несмотря на то, что прошедший 2017 год в отношениях Душанбе и Ташкента был ознаменован налаживанием сотрудничества, в частности культурного и экономического (который сегодня видится весьма перспективным и для первых шагов довольно успешным), ряд экспертов отмечали, что к глобальной перезагрузке отношений стороны все еще не готовы.

Собственно, именно имеющиеся противоречия между руководствами двух государств не позволяли сделать поистине прорывных шагов. Без них исторический визит узбекского лидера на таджикскую землю произойти буквально не имеет права, потому как это то же самое, что расписаться в том, что диалог наладить не получилось. А это в свою очередь также невозможно учитывая старательно выстраиваемый местными СМИ бэкграунд и создание впечатления налаживающегося сотрудничества «в духе Договора о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан во благо наших народов».

Выступая 6 января перед депутатами кенгаша Ташкентской области Мирзиеев заявил о своих планах посетить Таджикистан и тут же определил, что именно эта встреча должна стать переломным событием в отношениях с Душанбе. Причем президент подчеркнул сложность этого шага: «Нам нужно ладить со всеми соседями. Это нелегко, но мы должны растопить 20-летний лед».

"Мы подпишем много соглашений, откроем железнодорожное сообщение, восстановим единую энергосистему и обсудим много других вопросов», — пообещал глава Узбекистана.

Исходя из складывающейся на сегодня картины, есть основания надеяться, что таять этот лед будет как ему и полагается — с приходом весны.