«За эти 10 лет Росатом прошел огромный путь от отраслевого министерства до современной международной корпорации, работающей на российском и мировом рынках по рыночным правилам, — отметил заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. За эти годы Росатом смог воссоздать на новых, рыночных условиях проектные и строительные компании, создать один из крупнейших в России энергомашиностроительный холдинг, и, таким образом, обеспечить замыкание производственной цепочки — сейчас госкорпорация контролирует все стадии производства в атомной отрасли — от добычи урана до обращения с ядерным топливом и вывода из эксплуатации АЭС. Это важный результат, и не только из-за понятных синергетических эффектов (экономия на масштабе, на снижении транзакционных издержек), но и потому, что в результате в отрасли появился единый центр ответственности, с которым легко взаимодействовать и потребителям, и государству, и обществу. Эта трансформация, на мой взгляд, и является главным результатом десятилетней работы Росатома».

«Крайне важным является и запуск строительства новых энергоблоков поколения III+, в результате чего Россия получила уникальный шанс продвигать свою продукцию и на мировой рынок, — подчеркнул эксперт. — Для зарубежных заказчиков крайне важно, чтобы заказываемые технологии уже использовались на отечественном рынке, поэтому ввод 6-го энергоблока на Нововоронежской АЭС в 2017 г. стал, вероятно, одним из самых важных событий в истории компании за последние несколько лет. Росатом уже сейчас имеет самый большой и диверсифицированный портфель заказов на строительство новых АЭС, на поставку ядерного топлива. Продвижение на глобальный рынок открывает новые перспективы и по созданию высокотехнологичных рабочих мест в России, финансированию НИОКР, росту налоговой базы для российского бюджета».

«Если ещё 10 лет назад российская атомная промышленность ассоциировалась, в основном, с атомной энергетикой и ядерным оружием, то, сейчас сфера приложения атомных технологий намного шире, — рассказал Кондратьев. — В России активно развивается ядерная медицина, используются технологии неразрушающего контроля и т.д. Такая диверсификация не только повышает устойчивость бизнеса компании, но и дает возможность существенно увеличить выручку и прибыль, уже к 2030 г. Росатом будет получать до трети всех доходов от этих новых направлений».

«Безусловно, эти успехи имели прочный базис — госкорпорация стала преемником Министерства атомной промышленности России и Министерства среднего машиностроения СССР, за плечами Росатома почти 80 лет общей истории. Сумев сохранить традиции, госкорпорация не застыла в прошлом, а адаптировалась к новым рыночным условиям, к глобальной конкуренции, продолжая работу поколений советских и российских ученых, инженеров, рабочих», — резюмировал он.