Официально торговый оборот между Россией и Китаем в 2003 году составил 15,7 миллиардов долларов. Примерно столько же, если не больше приходится на неофициальную торговлю, так называемый "челночный" бизнес. В результате нелегального провоза, фактически контрабанды, товаров народного потребления китайского производства федеральный бюджет нашего государства несет колоссальные потери от неуплаченных таможенных платежей. Занижение таможенной стоимости приводит к потере российским бюджетом примерно одного миллиарда долларов ежегодно. Кроме того, поскольку товары проходят таможню без сертификации, то никто не проверяет их качество. А качество этих товаров, произведенных кустарным способом, вообще не выдерживает никакой критики и создает негативную репутацию всем китайским товарам, в том числе фабричного производства.

Все эти проблемы мешает выходу на наш рынок крупных китайских кампаний и препятствует притоку китайских инвестиций в российскую экономику. Сегодня инвестиционные проекты Китая в России практически на нуле. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Уральского таможенного управления, для таможенников Уральского региона давно стала "головной болью" российско-казахстанская граница, через которую идет основной вал ТНП китайского производства. Ежедневно этого "добра" задерживают здесь сотнями килограммов, на суммы, составляющие сотни тысяч, а, то и миллионы рублей.

Только за один день, 22 марта 2004 года, в результате таможенного контроля только одного поезда № 205 сообщением "Бишкек-Свердловск", проведенного инспекторами Макушинского таможенного поста (Курганская таможня), оперативными сотрудниками отряда быстрого реагирования Курганской таможни (Уральское таможенное управление) совместно с представителями Курганской транспортной прокуратуры на железной дороге было задержано почти 230 килограммов на общую сумму 30 тысяч рублей. Контрабандный груз китайского "ширпотреба" перемещался нелегально, с сокрытием от таможенного контроля. По фактам задержания нескольких партий ТНП китайского производства в рамках одного только указанного оперативно-розыскного мероприятия было возбуждено сразу 4 административных дела. Товар изъят и помещен на склад временного хранения.

И надо сказать, это не самый крупный "улов" таможенников. Практически ежедневно в Уральское таможенное управление поступают сообщения о задержанных партиях китайских товаров - на железной дороге, на проселочных дорогах в зоне контроля пограничных с Казахстаном таможен. Так, например, 10 марта этого года сотрудниками Челябинской таможни была проведена операция по выявлению канала незаконного перемещения через государственную границу РФ товаров народного потребления китайского производства.

Операция проводилась в районе населенного пункта Бугристое Троицкого района на российско-казахстанская границе. Под покровом ночи автомобиль "КАМАЗ" с прицепом пересек в обход таможенного поста государственную границу РФ и проследовал в глубь территории России. В результате проведения совместной операции челябинскими таможенниками и сотрудниками Уральской оперативной таможни автомобиль был задержан. Фура оказалась до отказа забита тюками с товаром китайского производства - обувью в ассортименте на сумму более 2 миллионов рублей.

По данному факту Челябинской таможней решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 188 ч. 1 УК РФ "Перемещение через таможенную границу товара помимо таможенного контроля в крупном размере".