В Якутии ждут подвижек в затянувшемся на годы строительстве пускового комплекса железной дороги Томмот-Нижний Бестях. Поводом к таким надеждам стал разрыв договорных отношений между подрядчиком этих работ, корпорацией «Трансстрой» и федеральным агентством железнодорожного транспорта, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в минтрансе республики.

Читайте также: «Прилепился, как банный лист» — в Якутии решают, что делать с «Трансстроем»

Этого недоделавшего объект подрядчика долго уговаривали уступить место другой компании, чтобы дать ей возможность достроить пусковой комплекс железной дороги. По словам председателя Госсобрания Якутии по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктора Фёдорова, «Трансстрой» требовал доплатить за работу 1,9 млн рублей.

«Они строили-строили дорогу, а потом остановились, сказали: «Доплачивайте деньги». То есть подписали договор, образно говоря, на 45 млрд рублей, а стали требовать 50. «Вы нам доплатите, у нас не проиндексированы были расценки», и всё остановилось», — рассказывал парламентарий, поясняя, что ситуация усложняется тем, что деньги компания пыталась взыскать через суд, и этот процесс затягивался, в том числе из-за выдвижения сторонами встречных требований.

В Якутии ждут, что теперь, когда техдокументацию по участку железной дороги Томмот-Нижний Бестях, смогут передать другому подрядчику и заключить новый контракт, строительство будет завершено.

«Это очень важное решение для республики, — уверен министр транспорта региона Семён Винокуров. — Достройка железнодорожного участка Томмот — Нижний Бестях и сдача его в постоянную эксплуатацию коренным образом изменит схему завоза грузов в республику, позволит существенно сократить сроки доставки и снизить транспортную нагрузку на «северный завоз».

Читайте также: Достроить железную дорогу Беркакит-Томмот-Якутск уговаривают РАО «ЖД»

Глава ведомства сообщил, что разработка технического задания на корректировку проекта, незавершённого «Трансстроем», уже идёт. После прохождения госэкспертизы будет объявлен конкурс на определение нового генподрядчика и наконец станет известен срок окончания строительства пускового комплекса Томмот — Нижний Бестях. В федеральном бюджете на 2018 год уже предусмотрены почти 2 млрд рублей на его достройку.

Причиной долгожданного разрыв договорных отношений Росжелдора с «Трансстроем» в Якутии назвали предложение главы республики Егора Борисова достроить пусковой комплекс Томмот—Нижний Бестях, высказанное на заседании президиума Госсовета по вопросам комплексного развития регионов Дальнего Востока, состоявшегося в сентябре-2017.

«После чего Владимир Путин дал поручение правительству РФ в срок до 1 марта 2018 года принять меры по реализации этого инвестиционного проекта», — пояснили в минстрое региона. Теперь чиновникам предстоит найти нового подрядчика для завершения долгостроя.

Читайте также: Не баловаться с северами: Путин поручил достроить железную дорогу Якутии

Жители республики новость о том, что строительство железной дороги наконец-то сдвинется с мёртвой точки, восприняли не только с воодушевлением («На поезде из Якутска в Нерюнгри — нереальная мечта», «Неужели в 2019 году сядем в поезд и поедем, куда пожелаем? Если не будут опять воровать — пилить»), но и с негодованием. «А Дудникову (руководитель строительства участка Томмот — Нижний Бестях в 2006—2015 годах, руководитель корпорации «Трансстрой-Восток» Александр Дудников — прим. ИА REGNUM ) всё с рук сошло?», «С Трансстроя как с гуся вода. Деньги съели, строителей кинули на миллиарды рублей. И сейчас подписали мировое соглашение?! Как так то? Где уголовные дела о нецелевых растратах бюджетных средств? Где штрафы?! Где громкие скандалы и заявления от сторон?! Ничего!», «Засуетились по большей части от того, что ВВП срок до 1 марта 2018 поставил. Грозное поручение царя местным чинушам сдвинуло дело с мёртвой точки».

Как сообщало ИА REGNUM, Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с органами исполнительной власти Якутии принять меры для завершения реализации инвестиционного проекта «Строительство пускового комплекса Томмот — Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск в Республике Саха (Якутия)» в октябре — 2017. Ответственными за выполнение назначались премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и глава региона Егор Борисов.

Срок исполнения этого распоряжения — 1 марта 2018 года — депутат Виктор Фёдоров тогда называл вполне реальным и выражал надежду, что эти работы удастся закончить в срок. По его словам, в 2014 году в акте по итогам обследования дороги было около 700 замечаний, но большинство из них — такие: «не подсыпана канавка, тут утрамбовать, там подкрасить». Принципиальных замечаний было порядка шести-семи.

Читайте также: Запускать нельзя ждать: кто мешает эксплуатации железной дороги в Якутии?

Напомним, договор с «Трансстроем» был заключён в 2008 году. С тех пор в строительство пускового комплекса железной дороги Томмот-Якутск (Нижний Бестях) было вложено уже 46,7 млрд рублей, в том числе 26,1 млрд рублей из федерального бюджета, 16,6 млрд из казны республики и 4 млрд средств ОАО «РЖД».

Министр транспорта Якутии Семён Винокуров считает железнодорожные перевозки надёжной альтернативой и автомобильным, и речным, которые в последние годы осложнены обмелением реки Лена. По недостроенной дороги через станцию Нижний Бестях уже возят грузы: в 2016 году — 461 тыс. тонн, за неполный 2017 год — уже 540 тыс. Пассажирские перевозки по этому участку запрещены из-за того, что работы не завершены, железная дорога в эксплуатацию не сдана.

Читайте также: Глава Якутии: «Железная дорога становится камнем преткновения»