В то время как интрига самих президентских выборов 2018 года уже позади, вопрос о дальнейшем политическом курсе российских властей остаётся открытым — следующий президентский срок Владимира Путина, если он будет избран, неизбежно ознаменуется радикальными сдвигами в российской внутренней политике. Об этом 6 декабря заявил ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Борис Гуселетов в эфире передачи «Право голоса» на ТВЦ.

«Интрига выборов закончилась, и всё что касается деталей, вторые-третьи места — это блюдо для политических гурманов», — заявил Гуселетов.

Однако возникает проблема в «той политической системе, которая в России сложилась за последние 17 лет», отметил он.

«Она, в общем-то, достаточно успешно отвечала на те вызовы, которые перед ней стояли. Вызовы начала 2000-ых — когда стране нужна была стабильность. Путин сумел найти ответ, хотя понятно, что там сыграла высокая цена на нефть и так далее… Но ответ был найден. В 2015 году, когда мы почувствовали определённые колебания, возникла известная история с Крымом и тоже ответ был найден. Но сегодня я совершенно не могу согласиться с тем, что вот Путин будет выбран и он сможет делать, что захочет», — указал политолог.

В действительности перед системой стоит очередной фундаментальный вызов, считает он. Эксперт сослался на недавний опрос Левада-Центра, согласно которому 42% респондентов требуют «радикальных перемен», а 41% требуют перемен более умеренных.

«Итого мы получаем 83%. Это явно говорит о том, что система себя исчерпывает: и экономически, и социально, и политически. Люди это чувствуют», — отметил он.

При этом по итогам опроса было установлено, что указанные 42% «радикалов» — это те люди, которые относятся к наиболее бедным слоям населения.

«Они хотят повышения уровня жизни и не очень понимают, как это сделать. А вот 41%, которые хотят более умеренных перемен — это люди, которые понимают, что нужна реформа экономическая, нужна реформа социальная и политическая», — подчеркнул Гуселетов.

Особо важный момент заключается в том, что отвечая на вопрос, видят ли опрашиваемые в современной российской политике хоть кого-то, кто мог бы необходимые реформы осуществить, 61% респондентов сказали «нет». За этим «нет» на втором месте идёт, впрочем, Владимир Путин — за него высказались 25% респондентов.

«Но это только 25%, и поэтому возникает очень важная проблема. Будь это программа или не программа, но перед Путиным, перед элитой политической нашей стоит вызов: менять систему или не менять», — подчеркнул Гуселетов.

«Предыдущие два вызова соответствовали менталитету Путина, его биографии. А сегодня совсем другая история. И вот здесь наступает момент истины: сможет ли наш президент пойти на это? Сможет ли он стать российским Де Голлем или не сможет? От этого зависит судьба страны, на мой взгляд, и это очень важно», — заключил он.