Выступление министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна на международном форуме "К расширенной Европе: Новая повестка". На форуме принимали участие президенты Азербайджана и Грузии Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили, премьер-министр Румынии Адриан Нестасси, глава МИД Болгарии Соломон Пасси. Речь министра Осканяна в какой-то степени была ответной выступлению главы Азербайджана, который на форуме вновь озвучил ставшие традиционными обвинения в адрес Армении, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МИД Армении.

Инициатива "Расширенная Европа: Новые соседи" и включение в нее Кавказа очень важна. Этим Европа недвусмысленно дает понять нашему региону, трем южно-кавказским странам, что для них существуют перспективы интегрирования в европейскую семью. Тот факт, что на форуме участвуют два президента кавказских государств и я, от имени своего президента, который по независящим от него обстоятельствам не смог здесь присутствовать, свидетельствует о том, что европейская направленность - приоритетна для всех трех наших стран.

Еще в начале 90-ых обсуждение вопроса членства стран Южного Кавказа в Совете Европы завершилась принятием резолюции о принадлежности к Европе трех кавказских республик. В 1992 году сначала Грузия, а затем Армения и Азербайджан стали полноправными членами Совета Европы. Процесс членства в СЕ был очень полезным для каждой из трех стран с точки зрения прогресса демократии, верховенства прав человека и закона. Армения, Азербайджана и Грузия извлекли немалую пользу не только от самого членства в СЕ, но и собственно процесса вступления в эту организацию.

Месяц назад в Брюсселе Комитет министров ЕС поручил Европейской комиссии до окончания срока председательствования в ЕС Ирландии выступить с предложением о вовлечении Южного Кавказа в инициативу "Расширенная Европа: Новые соседи". Хочу провести параллель между этим предложением и решением СЕ от 1992 года, согласно которому Кавказ начал рассматриваться частичкой Европы. Можно с уверенностью констатировать, что это решение было началом процесса вступления трех кавказских стран в ЕС. Не сомневаюсь, что этот путь также будет тернистым, однако вне всяких сомнений и то, что, в конце концов, мы достигнем этого.

Все это очень важно, поскольку сулит новые надежды трем кавказским государствам, открывает перед ними новые перспективы. Вместе с тем, мы должны четко зафиксировать, что не питаем никаких иллюзий - ЕС открывает перспективы, а не дает обещаний. Мы должны это четко осознавать. То, чего мы достигли сегодня и то, чего надеемся достичь до истечения срока председательствования Ирландии - перспектива, но не обещание. Армения четко осознает это и, не сомневаюсь, что наши соседи тоже. Превратить эти перспективы в общения - наша задача на Кавказе, и чем скорее мы это сделаем, тем лучше будет как для региона в целом, так и для каждой страны в отдельности. Очень важно установить порядок не только в "доме" каждого из нас, но и во всем регионе. Недавно состоялись визиты президента Саакашвили в Ереван и Баку. Он посетил двух своих соседей. В Азербайджане и Армении он говорил о едином Кавказе, создании зоны свободной торговли и более глубокой интеграции.

Г-н президент мы разделяем Ваш подход и желаем работать в этом направлении. Мы бы пожелали, чтобы Азербайджан также присоединился, но не посредством Грузии, а осознанием идеи необходимости наших трех стран двигаться в едином направлении.

Не стоит недооценивать всю трудность вставшей перед нами проблемы. Для интеграции и полноценного регионального сотрудничества между Арменией и Азербайджаном существуют серьезные преграды. Это вопрос нагорно-карабахского конфликта. Мы должны быть реалистами. Это противостояние должно быть рассмотрено не с точки зрения сегодняшней ситуации, а будущего. Это вовсе не означает пренебрежение прошлым или историей. Нельзя также пренебрегать тем, что мы имеем сегодня, но, так или иначе, мы должны смотреть вперед.

Вот почему европейская перспектива представляется наилучшей. На этом пути возможно не только продвигать процессы демократии, защиты прав человека и верховенства закона, но подходить к региональным и этническим конфликтам с точки зрения глобальных процессов. Если нам это удастся, то мы можем зафиксировать прогресс даже в таких проблематичных и затяжных вопросах, как нагорно-карабахский конфликт.

Честно говоря, я разочарован сегодняшней речью президента Алиева, в частности, его подходом к вопросу Нагорного Карабаха. Во всяком случае, на этом саммите он должен был рассмотреть этот вопрос с иной точки зрения и смотреть в будущее.

Господин президент, Армения не агрессор, армяне не агрессоры и не проявляли агрессии по отношению к Вашей стране. Вы не проигравшая сторона, так же как и мы не победившая. На данный момент мы в равной степени жертвы. Мы должны работать, чтобы в будущем стать победителями. Этот этап противостояния лишь один из следующих друг за другом этапов. Мы не можем концентрироваться только на одном этапе и делать из этого выводы. Это еще не конец. Конфликт пока еще не урегулирован. Мы никогда не претендовали на большее, чем заслуживаем, и хотим, чтобы международное сообщество рассмотрело этот конфликт с точки зрения прав людей, проживающих в данном регионе.

Да, есть проблема беженцев, с обеих сторон. Мы уже устали слышать о миллионе беженцев с азербайджанской стороны. Да, беженцев - миллион, но это общее число беженцев с двух сторон. До начала противостояния в Азербайджане проживало 400 тысяч армян. Где сейчас эти люди, г-н президент. Разве они не беженцы? Если они не живут в палаточных городках, это еще не означает, что их нет. Они, конечно же, существуют. Беженцы есть с обеих сторон, как и с двух сторон существует страдание. Обе стороны имеют определенные права, на которые необходимо откликнуться.

Я понимаю, что вы хотите восстановить территориальную целостность вашего государства, мы же хотим, чтобы уважался народ Нагорного Карабаха и его право на самоопределение. Они всего лишь желают жить нормальной и мирной жизнью. Они желают воссоединиться со своими братьями и сестрами в Армении. Это то, чего хотят они, чего хотим в этом регионе мы - армяне. Позвольте заявить, что кроме признания права народа Нагорного Карабаха на самоопределение у нас нет никаких иных требований. Мы должны смотреть вперед и рассматривать этот конфликт в контексте интеграции в ЕС.

Мы все еще считаем, что в состоянии положить начало сотрудничеству в этом регионе. Мы можем совместно работать над иными проблемами параллельно с переговорным процессом по нагорно-карабахскому конфликту, пытаясь взаимодополнить эти два процесса. Мы можем создать более благоприятную атмосферу, в условиях которой станет возможным обсудить и решить вопрос Нагорного Карабаха во благо наших двух стран и народов.