Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области сегодня, 6 декабря, перенес на 14 декабря рассмотрение ходатайства об освобождении от наказания бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова по состоянию здоровья. Напомним, Амиров в 2015 г. был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в организации убийства сотрудника правоохранительных органов и подготовке теракта. По версии следствия, мэр Махачкалы с помощью ПЗРК намеревался сбить самолет, в котором летел бывший олимпийский чемпион по борьбе Сагид Муртузалиев.

Саид Амиров на протяжении 15 лет был бессменным мэром Махачкалы. Он пережил десяток покушений, в результате одного из них став парализованным инвалидом-колясочником. Обеспокоенные слухами о его смерти адвокаты поставили перед судом вопрос о том, можно ли содержать парализованного экс-чиновника в тяжелых условиях тюремной камеры. Однако сегодня суд решения по существу не вынес и перенес заседание на неделю. Однако благодаря открытому режиму проведения заседания Соль-Илецкого районного суда все желающие смогли убедиться в том, что экс-мэр, вопреки слухам, жив. Саид Амиров принимал участие в слушаниях не лично, а в режиме видеоконференции. Адвокаты экс-мэра уверены, что пребывание в условиях исправительной колонии для пожизненно осужденных может убить его в самое ближайшее время.

Адвокат Амирова Владимир Постанюк по итогам заседания заявил, что, по его мнению, «никакого отношения к справедливости обвинительный приговор, вынесенный в 2015 году, не имел и не мог иметь». Действующее законодательство (статьи 81 УК РФ и 175 УИК РФ) дает возможность тяжело больным осужденным прекратить отбытие наказания, напомнил Постанюк. Перечень соответствующих заболеваний утверждено постановлением правительства РФ №54, и диагноз Амирова значится в нем под пунктом 20. Однако, уверена защита Амирова, до сих пор осужденного не освобождали на основании неточностей в формулировках закона и медицинских документах.

По мнению адвоката экс-мэра Махачкалы, благодаря принятой в этом году новой редакции Перечня заболеваний, в которой для исключения разночтений используются коды диагнозов по международной классификации МКБ-10, эта коллизия могла быть успешно устранена.

«Разъяснения Минюста, Минздрава и ФСИН России подтвердили, что имеющееся у Амирова заболевание (травматическое поражение грудного отдела спинного мозга и в виде последствия — параплегии нижних конечностей, код S24.1.) действительно указано в постановлении правительства», — подчеркнул Владимир Постанюк.

Но, говорят защитники Амирова, вокруг судебного слушания закрутился целый узел интриг. По их словам, согласно установленной процедуре, тюремные медики — сотрудники ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России — должны были представить в суд медицинское заключение, подтверждающее диагноз их подзащитного. Однако, как заявил изданию «Кавказский узел» адвокат Амирова Расул Абдуталимов, представители медицинско-санитарной части (МСЧ) УФСИН по Оренбургской области «не спешат давать свое заключение. МСЧ пока даже комиссию не послало к Амирову. Документов их экспертизы нет».

Согласно решению Европейского суда по правам человека от 17.10.2017 года, на которое ссылается адвокат Постанюк, в ФКУ ИК № 6 УФСИН России по Оренбургской области созданы ненадлежащие условия для содержания тяжело больных людей, сообщает РИА «Дербент». Поддерживают эту позицию и отечественные правозащитники — члены ОНК Оренбургской области, которые неоднократно поднимали вопрос об имеющихся нарушениях в отношении Амирова.

На сторону защиты встало даже Бюро судебных экспертиз Федерального медико-биологического агентства России, подтвердившее, что Амиров подлежит освобождению по болезни. Почему ФСИН игнорирует законодательство собственной страны и решение международных институций, продолжая удерживать инвалида в непригодной для его жизни камере — вопрос, на который руководству ведомства, вероятно, еще предстоит дать ответ.