483 комплекта проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия согласовано в столице на 2018 год. Об этом 4 декабря заявил руководитель департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов в ходе заседания комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM один из основателей общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин, для Москвы это довольно большое количество, так как всего в столице находится около 8,5 тысяч объектов культурного наследия. При этом необходимо понимать, что в число этих согласований входит не полный комплект реставрационных работ.

«Ведь на памятниках проводятся очень фрагментарные работы, просто корректировки, работы из раздела «приспособление к современному использованию». Уверен, что это статистика по всем видам работ на памятниках, которые согласуются в рамках закона о наследии. Это и реставрационные работы, и работы по сохранению. Закон звучит так: работа по сохранению объектов культурного наследия. Но это не 483 комплекса для реставрации, это реставрация разной степени сложности», — подчеркнул историк.

По словам Алексея Емельянова, согласовано 483 комплекта проектной документации, и это чуть больше, чем в 2017 году. Разрешений на производство работ выдано также чуть больше, чем в 2016 году, при этом заданий на разработку проектной документации выдано на 100 комплектов больше.

«Это значит, что московские реставраторы будут работать и радовать открытиями исторической Москвы», — подчеркнул руководитель департамента культурного наследия.

По словам Рустама Рахматуллина, в перечень самых критических зданий, которые необходимо в ближайшее время реставрировать, находятся здания 16−17 веков. Например, это печатный двор Ивана Фёдорова на Никольской улице — древнейшее здание, заброшенное около 20 лет назад.

Также в верхней части списка по древности находится «Дом Анны Монс» — каменные палаты, единственный сохранившийся жилой дом Немецкой слободы. Этот легендарный дом любовницы Петра I заброшен и находится в тяжелейшем состоянии. Также к 17 веку относятся палаты Гурьевых в Потаповском переулке, 6. Во время мэрства Юрия Лужкова их хотели уничтожить, они были сожжены и порушены, современная администрация города планирует их продать в собственность.

«Снос памятников невозможен по закону. Но запустение — медленная гибель от времени, серьезная угроза для самых статусных памятников», — подчеркнул правозащитник.

Добавим, на заседании комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям также было отмечено, что половина средств на реставрацию объектов культурного наследия выделяет городской бюджет, вторую половину составляют частные инвестиции. Эта тенденция сохраняется четвёртый год подряд. В 2017 году реставрационные работы завершены на 182 памятниках, 80 из них — за счёт средств частных инвесторов.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, по словам эксперта, в первые три года мэрства Сергея Собянина (2010—2013 годы) частично или полностью сносились статусные памятники культуры. После выборов 2013 года продолжали погибать здания с низшими уровнями охраны — «заявленные» памятники (ожидающие экспертного решения об отнесении к реестру) и ценные градоформирующие объекты (объекты исторической среды, подлежащие сохранению в охранных зонах).

Что станет с исторической Москвой, если мэром останется Собянин?