Регионы Арктической зоны РФ (АЗРФ) должны не ограничиваться собственным развитием, но и задуматься о совместных проектах. В этом сегодня, 4 декабря, сошлись губернаторы северных субъектов Федерации в ходе VII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в Петербурге.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на первом пленарном заседании форума губернаторы субъектов АЗРФ и их представители презентовали проекты опорных зон развития своих территорий. Напомним, опорные зоны развития являются основой стратегии развития Арктической зоны России, принятой в конце августа 2017 года.

Основные положения этого понятия участникам форума озвучил Александр Цыбульский, врио губернатора Ненецкого автономного округа, который до недавнего назначения на этот пост исполнял обязанности замглавы Минэкономразвития и работал над идеей создания опорных зон.

«Опорная зона — это не отдельная территория опережающего развития, а система стратегического планирования. Мы понимаем, что в Арктике любая простая экономика из-за климата, расстояний, состояния логистики — не работает. Арктика — территория мегапроектов, и именно через них она должна развиваться», — заявил Цыбульский.

Представив проект Ненецкой опорной зоны, врио губернатора НАО отметил, что некоторые планируемые к реализации объекты выходят за рамки одного региона и затрагивают соседние. И межрегиональное сотрудничество может принести гораздо больший экономический эффект, чем развитие одной конкретной зоны.

«Нам стоит подумать над налаживанием кооперации и внесением изменений в межбюджетные отношения: в частности, в распределение прибыли и расходов между бюджетами субъектов на реализацию совместных проектов, — пояснил Цыбульский. — Эффект от нашего сотрудничества будет выше, чем если мы замкнемся в административных границах региона».

Совместные усилия дают дополнительную синергию, согласился с коллегой глава Республики Коми Сергей Гапликов. Воркута готова объединить усилия не только с Ненецким автономным округом, но и с другим своим соседом — Ямало-Ненецким автономным округом.

«Воркута может стать транспортным узлом Арктической зоны России. Еще с советских времен обсуждается строительство железнодорожных магистралей Баренцкомур, Белкомур, Карскомур. Эти проекты обеспечат связь Воркутинской зоны с европейским Севером, Уралом и Сибирью и сформируют тесные связи между Арктическими регионами, которые реализуют свои уникальные, недублирующие проекты», — отметил Гапликов.

Коми, как регион Арктической зоны, имеет целый ряд преимуществ: в основе добывающей отрасли республики лежит добыча угля, но на территории республики расположены также перспективные месторождения других полезных ископаемых. Однако из-за сдерживающих обстоятельств, связанных с логистикой, регион не может развиваться так стремительно, как хотелось бы.

«Без транспортной инфраструктуры наша территория замкнута, и фактически не является транзитной», — добавил Сергей Гапликов.

Сейчас совместными усилиями регионы АЗРФ работают над проектом протяженной дороги Сыктывкар — Нарьян-Мар, которую Сергей Гапликов назвал «дорогой жизни». Строительство идет на основе государственно-частного партнерства.