В России снижаются экономическая эффективность пригородных железнодорожных перевозок, а также результативность государственной поддержки. Таковы результаты проверок финансово-хозяйственной деятельности пригородных пассажирских компаний в 2015 — 2016 гг. и истекшем периоде 2017 года, сообщили в Счетной палате РФ.

Несмотря на уменьшение в 2016 году количества убыточных компаний с 13 до четырех, деятельность большинства из них можно признать экономически неэффективной.

Так, в 2016 г. чистая прибыль 12 компаний направлялась на погашение убытков прошлых лет и не способствовала их развитию Убытки до налогообложения по результатам деятельности от перевозок пассажиров сложились в 21 компании, кредиторская задолженность перед ОАО «РЖД» — у всех компаний, дебиторская задолженность по средствам региональных бюджетов — у 24 компаний.

Минтрансом, Росжелдором и регионами России не обеспечено взаимодействие по обеспечению эффективного исполнения полномочий регионов по организации транспортного обслуживания в пригородном железнодорожном сообщении, а также установления экономически обоснованного уровня тарифов.

Должным образом не выстроены взаимоотношения между регионами, являющимися заказчиками услуг, и перевозчиками.

В ряде субъектов РФ комплексное планирование транспортного обслуживания населения должным образом не организовано. Объемы заказов на перевозки не сбалансированы с суммами бюджетных ассигнований, которые предусматриваются в бюджетах.

К настоящему времени не разработаны единые стандарты качества пригородных железнодорожных перевозок, а также методика формирования тарифа для населения.

По мнению Счетной палаты, Минтруду и Минтрансу необходимо повысить качество работы по бесплатной перевозке федеральных льготников. Результаты проведенного анализа показали, что в одних компаниях ежегодно образуются значительные остатки бюджетных ассигнований, а в других не покрываются затраты.

Меры, принимаемые ФАС, по координации и методическому обеспечению деятельности региональных регуляторов в части железнодорожных перевозок в пригородном сообщении, недостаточны.

В контрольном органе напомнили, что правительство рекомендовало регионам ограничить индексацию тарифов для населения на пригородные железнодорожные перевозки в 2016 г. до 10%.

Однако рост тарифов для населения в сравнении со ставкой, действующей на 1 января 2015 г., в Краснодарском крае составил 25%, Амурской области — 63,8%, Кабардино-Балкарской Республике — 30%, Забайкальском крае — 72,7%, Пензенской области — 50%, Ивановской области — 25%, Республике Адыгея — 26,9%.

До настоящего времени полностью не урегулированы вопросы по компенсации убытков пригородным пассажирским компаниям. Общая сумма исковых требований компаний составила более 21 млрд рублей.

В СП РФ отметили, что объем инвестиций, направляемый на развитие инфраструктуры пригородного комплекса, незначителен, несмотря на господдержку крупных инфраструктурных проектов, реализуемых РЖД. Выявлены и другие серьезные нарушения.

Счетная палата направит информационное письмо президенту России, представления — РЖД, информационные письма в Минтранс, Минтруда, ФАС.

Читайте также: Правительство РФ выделит РЖД 1,8 трлн рублей

Как сообщало ИА REGNUM, правительством РФ принято решение выделить на реализацию инвестиционной программы более 1 трлн 800 млрд рублей. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «РЖД надо своевременно реагировать на изменение географии и структуры перевозок, уметь эффективно конкурировать с другими видами».

Напомним, объем инвестиций в инфраструктуру пригородного пассажирского комплекса на 2018 год предусмотрен в сумме 3,4 млрд рублей (0,6% от общего объема инвестиционной программы). Аналогичные суммы предусмотрены на 2019 и 2020 год.

Читайте: 77% граждан РФ удовлетворены качеством железнодорожных перевозок

А также: РЖД вводит новый график пассажирских поездов с 10 декабря