Как и ожидалось, завершившийся накануне, 24 ноября, в Брюсселе саммит «Восточного партнерства» не принес каких-либо сенсаций. По итогам саммита, было выпущено совместное заявление, содержание которого было известно ещё до начала этого мероприятия.

В этом итоговом заявлении сказано, что участники саммита «Восточного партнерства» очень «высоко оценивают» соглашение об ассоциации с Европейским союзом, которые были подписаны властями Грузии, Молдавии и Украины. При этом подчеркивается, что масштаб сотрудничества ЕС с этими странами определяется «амбициями и нуждами Евросоюза и партнеров», а также скоростью и качеством реформ, которые проводят страны «Восточного партнерства».

Евробюрократы решили особо подчеркнуть, что «Восточное партнерство» не направлено против какого-либо государства. Тут, скорее всего, имелась в виду Российская Федерация.

Кроме того, в итоговом коммюнике содержатся ничего не значащие слова о том, что необходимо как можно шире распространять информацию о сотрудничестве Евросоюза и стран-участниц «Восточного партнерства», а также всячески бороться с дезинформацией.

Наибольшее разочарование нынешний — пятый по счету саммит «Восточного партнерства» принес конечно же властям Украины и её президенту Петру Порошенко. Ещё до начала саммита, когда стал известен проект итогового коммюнике, Порошенко прямо заявил, что не поедет в Брюссель, если в итоговое заявление не будет внесена хотя бы фраза о стремлении Украины в Европейский союз.

При этом посол Евросоюза на Украине Хьюго Мингарелли дал Порошенко жесткую отповедь, сказав, что «Восточное партнерство» вообще не предполагает вступление стран-участниц в Евросоюз.

В этой связи показательна реакция министра иностранных дел Украины Павла Климкина, которого заявление Мингарелли явно повергло в шок.

«Выполнение Соглашения об ассоциации должно быть для ЕС именно политическим приоритетом, а не делом «техники». Поэтому отношения Украина — ЕС не могут и не будут оставаться только в рамках «Восточного партнёрства», — написал Климкин в своем Twitter.

Итоговое коммюнике никто менять не стал, а покорный Порошенко поплелся в Брюссель изображать «европейские устремления» Украины.

Воспользовавшись тем, что на саммите ему дали возможность высказаться, Порошенко заявил, что его страна хочет от Европейского союза аж «четыре союза». Он пояснил, что Украина хочет вступить в энергетический союз с ЕС, цифровой единый рынок, таможенный союз, а также хочет ассоциацию с Шенгенской зоной.

«Мы хотим больше Европы на Украине», — заверил Порошенко собравшихся.

Также он в очередной раз слезно попросил у Евросоюза денег, обернув это все в продолжение работы над так называемым планом Маршалла для Украины.

Но ни «четыре союза», ни «план Маршалла» для Украины в итоговое коммюнике саммита «Восточного партнерства» не вошли.

Белоруссия, которая более трезво смотрит на «Восточное партнерство» ограничилась заявлением о том, что одним из главных итогов саммита стало отсутствие в итоговом коммюнике выпадов против России. Стоит отметить, что президент Белоруссии Александр Лукашенко вообще отказался ехать на саммит и послал вместо себя министра иностранных дел Владимира Макея.

Макей отметил, что у участников саммита вполне есть понимание того, что обеспечение мира и безопасности в Европе невозможно «без России, или за счет России, или в ущерб России».

Выпад в сторону России однако был, но не в конце, а в начале саммита. Так премьер-министр Великобритании Тереза Мэй призвала европейские страны внимательно следить за Россией, которая якобы является «враждебным государством». Мэй также считает, что Россия крайне мешает «потенциальному росту восточного региона» и вообще «стремится уничтожить нашу коллективную силу». Наверное глава британского правительства забыла, что её страна вот-вот выйдет из Европейского союза, так как подданным Её Величества надоела вся это евросоюзная болтовня. Выпады Мэй в итоговое заявление не вошли.

Чтобы как-то подсластить пилюлю для Порошенко, председатель Европейского совета Дональд Туск заявил, что ему конечно же хотелось бы, чтобы итоговая декларация саммита «Восточного партнерства» была «более амбициозной», но, что есть — то есть.

«Я бы предпочел, чтобы заявления в декларации были более амбициозны. Но мы все решили, что проявление нашего единства — самая важная цель», — сказал Туск.

При этом он напомнил, что признание европейских устремлений и европейского выбора ассоциированных с Европейским союзом стран — это и есть «ключевое предложение» соглашения об ассоциации. На большее им рассчитывать не приходится.