Генеральная прокуратура ответила отказом на заявлиние Гринпис России о необходимости возбуждения уголовного дела против тогдашнего министра природных ресурсов Виталия Артюхова в связи с фальсификацией текста резолюции Третьего всероссийского съезда по охране природы. Напомним, что итоговая резолюция, предложенная для принятия на пленарном заседании съезда очень отличалась от проекта, составленного на основе резолюций, принятых на секциях съезда. В частности из нее исчезли многие острые пункты, такие как требование о воссоздании в структуре федеральных органов власти независимого природоохранного ведомства, а некоторые пункты получили диаметрально противоположный смысл.

В частности, преамбуле проекта резолюции, содержался абзац следующего содержания: "За период после Второго съезда улучшения состояния окружающей среды в Российской Федерации не произошло. Находится под угрозой здоровье десятков миллионов людей, проживающих в зонах экологического неблагополучия". Однако в официальном тексте резолюции этот текст принял следующий вид: "Вместе с тем за период после Второго Всероссийского съезда по охране природы в 1999 году наметились положительные тенденции в части правового, экономического и общественного регулирования природоохранной деятельности". Полностью были исключены из текста резолюции такие пункты: "ежегодно растет количество непереработанных промышленных и бытовых отходов; не соответствует санитарным нормам состояние земель во всех крупных городах и промышленных центрах страны", а также выражение озабоченности сохранением негативных последствий ранее проведенных промышленных ядерных взрывов (особенно на территориях добычи углеводородного сырья).

Подобная "корректировка" вызвала скандал на съезде и стала причиной обращения Гринпис России в Генеральную прокуратуру. Как отмечалось в заявлении, "в действиях должностных лиц МПР, фальсифицировавших текст резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы, содержатся признаки преступлений, предусмотренные статьями 237 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации и что персональную ответственность за это несет Министр природных ресурсов РФ Артюхов В.Г".

В постановлении Генеральной прокуратуры за подписью старшего следователя по особо важным делам А.Д.Филина констатируется факт изменения ряда пунктов резолюции, размещенной на сайте министерства, по сравнению с первоначальным текстом. При этом отказ в возбуждении уголовного дела мотивируется следующим образом:

"В результате проведенной проверки установлено:

(...) Первоначально участники съезда работали в тематических секциях и подготовили по конкретным направлениям решения. Затем эти решения были переданы в редакционную комиссию съезда, где на основе этих документов был подготовлен проект резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы.

Для раздачи участникам съезда этот документ был распечатан в количестве 5600 экземпляров. 21 ноября 2003 года указанный документ в размноженном виде был доставлен в здание Кремлевского дворца, где проходило заключительное заседание, и роздан всем присутствующим на съезде лицам, в том числе и аккредитованным журналистам.

Экземпляры резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы получили и сотрудники организации "Совет Гринпис", которые были приглашены на съезд в качестве наблюдателей.

Таким образом, текст указанного документа в неизмененном виде стал доступен как участникам съезда, так и аккредитованным на съезде журналистам из центральных и региональных средств массовой информации, что позволяло донести текст резолюции до широкого круга заинтересованных лиц. Это и было сделано главным редактором Федерального вестника экологического права "ЭКОС-информ" Руденко В.Б., который, являясь участником съезда и получив текст резолюции, опубликовал его в декабре 2003 года в указанном журнале без каких-либо сокращений или изменений.

Кроме этого, установлено, что перед началом съезда делегатам был роздан государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 году". Этот объемный документ (479 страниц) был подготовлен МПР России совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями. В указанном документе представлена аналитическая информация о неудовлетворительном состоянии окружающей среды, в том числе и о тех фактах, которые не были указаны в тексте резолюции, размещенной на сайте МПР 8 января 2004 г., а именно: о росте количества непереработанных промышленных и бытовых отходов, о несоответствии санитарным нормам состоянии земель в крупных городах и промышленных центрах страны.

Далее, в процессе проверки, следствием из МПР получено письмо за подписью первого заместителя МПР России Караганова В. В. в котором сообщено: "Решение Третьего Всероссийского съезда по охране природы носит рекомендательный характер. Проект резолюции съезда был подготовлен редакционной комиссией в короткие сроки, на базе итоговых материалов 11-ти тематических секций, которые работали параллельно в течение 18-19 ноября 2003 г. Поэтому текст проекта резолюции Третьего Всероссийского съезда по охране природы имел значительное количество повторов и требовал его корректировки.

По многочисленным просьбам, в основном телефонным звонкам, было принято решение разместить на сайте МПР России промежуточный вариант резолюции, в котором изложены основные направления совершенствования экологической политики в области охраны окружающей среды. В ближайшее время окончательную редакцию Третьего Всероссийского съезда по охране природы планируется разместить на сайте МПР России и распространить среди организаций, участвующих в работе съезда".

Таким образом, анализируя изложенное, следствие приходит к выводу, что в действиях руководителя Министерства природных ресурсов Артюхова В.Г. и других сотрудников указанного министерства не имеется признаков составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 237 и 286 УК РФ".

Напомним, что вследствие недавней реорганизации Правительства РФ Виталий Артюхов лишился своего поста, а в структуре Министерства природных ресурсов РФ появилось Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования.