Американцы могут ввести «вторичные санкции» в отношении лиц, имеющих дела с Северной Кореей. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 21 октября заявил востоковед, профессор сеульского университета Кунмин Андрей Ланьков. Так он прокомментировал решение американских властей внести КНДР в список стран, поддерживающих терроризм.

По мнению Ланькова, по большому счёту никаких последствий для Пхеньяна случившееся иметь не будет.

«КНДР в последнее время засанкционирована американцами до предела, — заявил профессор. — Впрочем, надо помнить, что и в прошлом американские санкции особого практического значения не имели. В те времена, когда никаких санкций не было, Северная Корея всё равно не торговала с США, просто по причине несовместимости экономик. То, что производит Северная Корея, не нужно США, а американские товары хотя с удовольствием бы покупались в КНДР (за валюту), легко можно заменить».

Как подчеркнул эксперт, сейчас все мыслимые санкции уже введены, и усиливать их дальше некуда. Единственный возможный в этой ситуации следующий шаг — это введение так называемых вторичных санкций, то есть санкций против физических и юридических лиц любых стран с любым гражданством, которые ведут дела с КНДР. Иными словами, если, например, некий китайский предприниматель торгует с Северной Кореей, то он лишается права торговать с США и не может пользоваться американской банковской системой.

«Однако к внесению Северной Кореи в список стран-спонсоров терроризма такие санкции отношения не имеют», — отметил Ланьков.

При этом он напомнил, что Северная Корея в далеком прошлом поддерживала вооруженные силовые акции в основном против Южной Кореи.

«Эти акции приводили к смерти гражданского населения в довольно больших количествах, — рассказал он. — Это подпадает под определение терроризма. Последний относительно доказанный случай имел место в 1987 году. Ровно 30 лет назад. В чем они «светились»? У них была операция по взрыву южнокорейского авиалайнера, чтобы создать обстановку нестабильности и сорвать Олимпиаду в Сеуле. Довольно людоедская операция, и не надо строить иллюзий по поводу характера режима — всякое бывало. Ещё была организация нескольких рейдов на территорию Южной Кореи, причём сопровождались они жертвами среди мирного населения».

Кроме того, Ланьков обратил внимание на несколько попыток (из них три доказанных) организовать покушения на южнокорейских президентов.

«Все три попытки были неудачными, но привели к массовым жертвам, — заявил он. — Погибло несколько десятков человек. Сегодня формальным основанием для возвращения в список спонсоров терроризма стали два события».

Речь идёт, во-первых, о смерти в северокорейской тюрьме американского студента, арестованного, как отметил Ланьков, по комически ничтожному обвинению. Смерть эта стала, скорее всего, результатом несчастного случая. Во-вторых, дерзкое политическое убийство: после многих лет охоты северокорейской разведке удалось в аэропорту Куала-Лумпура ликвидировать старшего брата Ким Чен Ына и его главного потенциального соперника — Ким Чен Нама.

«Можно ли считать организацию за границей политического убийства оппозиционера силами разведки актом террора? — подытожил Ланьков. — Можно, но в таком случае список стран, поддерживающих терроризм, придётся очень сильно расширить. Много где происходили странные случаи с крупными оппозиционными деятелями».

Кроме того, речь зашла и о ядерном оружии КНДР. По мнению эксперта, нет ни малейшего шанса на то, чтобы Пхеньян отказался от своей атомной программы.

«Они (руководители КНДР — прим. ИА REGNUM ) не самоубийцы и не дураки, — заявил Ланьков. — Они практичные, очень жестокие и весьма реалистичные люди, которые прекрасно понимают те проблемы и угрозы, с которыми им приходится сталкиваться. Они знают, что без ядерного оружия станут уязвимы, так как видели, что случилось с Саддамом Хусейном и Муаммаром Каддафи. Последний был единственным диктатором, который согласился сдать своё ядерное оружие в обмен на обещание экономического содействия».

Это содействие, напомнил Ланьков, Каддафи даже получил, но всё равно всем известно, чем закончилась эта история. Никакие международные гарантии третьих стран северокорейцев тоже не привлекают. Не верят они и китайцам.

«Ценность гарантий великих держав невелика, — заметил Ланьков. — КНДР им не верят и правильно делают. Международная политика всегда была полна обмана и коварства. Но теперь, учитывая ту степень игнорирования собственных обещаний и обязательств, цена обещаний великих держав упала до цены туалетной бумаги».

Напомним, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон назвал решение Трампа внести КНДР в список стран, поддерживающих терроризм, «символическим актом». В то же время Южная Корея и Япония приветствовали решение президента США. В Сеуле полагают, что включение КНДР в этот список станет позитивным вкладом в денуклеаризацию Корейского полуострова. Пхеньян, в свою очередь, не устаёт повторять, что не прекратит ядерных испытаний. Новые санкции, наложенные на КНДР Совбезом ООН, ситуации не изменили.