Якутия не стала исключением: бизнес в республике также вымирает или даже, скорее всего, просто уходит в тень. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал депутат Госсобрания Якутии и предприниматель Гаврил Парахин, комментируя мнение экспертов о массовом банкротстве компаний в России — количество таких компаний выросло в стране за 2017 год на 12,4%.

Парламентарий уверен, что в Якутии ситуация должна быть ещё хуже, так как затрудняющих деятельность предпринимателей факторов гораздо больше, чем в центральной России: антиалкогольные запреты, северный завоз, холод, дорогой газ, низкая покупательная способность населения и, как следствие, высокая конкуренция.

Читайте также: Малый бизнес в России умирает. Или — убивает сам себя?

Да и в целом на Дальнем Востоке, констатировал депутат, особая ситуация, а потому нужны и отдельные меры поддержки бизнеса и особые инструменты помощи.

«Необходимы льготные кредиты и самое главное — банк именно для Дальнего Востока, который бы предоставлял предпринимателям льготные кредиты под 5−7% годовых», — считает предприниматель. Пока его компания, вынужденная завозить товары заранее за несколько месяцев из-за северного завоза, получает кредиты под 12%, «и это сегодня на оценку 3».

По мнению депутата, такой процент слишком высок особенно на фоне того, что развиваться и сохранять устойчивость бизнесу в республике сложнее из-за низкой платежеспособности населения.

«Зарплаты у нас фактически такие же, как в центральной части России, но нужна другая одежда (потому что холодно), северный завоз, людей меньше, а потому покупательская способность ниже. Из-за этого мы вынуждены снижать цены, потому что конкуренция. Сейчас в Якутске — такого никогда мы не ожидали — из-за 5−10 рублей разницы готовы ехать в другу часть города», — рассказал Гаврил Парахин.

Читайте также: Малый бизнес в Хакасии: провал или упущенные возможности?

Вместе с этим он констатировал, что сложные северные условия не компенсируются предпринимателям помощью со стороны государства, и это осознал даже глава республики Егор Борисов.

«Создана куча инструментов для поддержки бизнеса, в госструктурах люди сидят, которым дали деньги, мы их содержим — они получают за счёт бюджета зарплату, а продвижений никаких. На поддержку малого бизнеса за 2−3 года выделили и потратили 6,5 млрд, это огромные деньги, на которые, по грубой оценке, поддержали 1,5% предпринимателей. Кому эти 6,5 млрд помогли?», — недоволен объёмами господдержки Гаврил Парахин.

Он подчеркнул, что даже обещанный налог по упрощённой системе налогообложения с 6 до 3% до сих пор не снизили, хоть и обещали сделать это ещё год назад. А ведь цена вопроса по данным депутата — всего 600 млн рублей в год: «Меньше миллиарда, а это поддержка мощная».

Бизнесу не только толком не помогают, но и мешают, в первую очередь, антиалкогольными законами, также высказал мнение Гаврил Парахин. Он считает, что антиалкогольная политика республики привела в первую очередь к расцвету нелегального бизнеса.

«У нас пивных ресторанов столько, что вы даже не представляете, — рассказал депутат. — Просто обычная комната, один стол стоит — и всё: ресторан. Качество сервиса мы потеряли. Те рестораны, куда можно просто прийти покушать и выпить стакан вина — их уже нет, вместо них в павильонах и гаражах кафешки, в которые страшно заходить. Сегодня заниматься нелегальным бизнесом гораздо проще, интереснее, рентабельнее, и тебя никто не трогает. А из-за этого страдаем мы, каждый день оплачивая проверки».

Читайте также: Почему в РФ массово блокируют счета малого бизнеса и что делать

Предприниматель предлагает руководству республики убрать весь нелегальный бизнес, сделать выводы на жизненных примерах и переделать некоторые законы, в том числе об ограничении торговли алкоголем.

Хорошей поддержкой бизнесу Гаврил Парахин назвал выравнивание энерготарифов, подчеркнув, что теперь хорошо было бы поступить аналогичным образом с тарифами на газ.

«А пока ситуация катастрофическая, сейчас я трачу на газ порядка 250 тыс. в месяц, это серьёзная сумма для меня, — говорит предприниматель, добавляя в список мер для комфортного развития бизнеса нивелирование бюрократических моментов. — Должно оформляться всё быстро. Я когда построил склад и делал документы на газ, столько времени и денег потерял. Я не ожидал, что в 21 веке такое возможно: подключал газ больше 8 месяцев, и обошлось мне это порядка 800 тыс. рублей. Трубы нужно было всего 50 метров, а перерезку делали на моей же территории. А если начинающему предпринимателю понадобится такая услуга? Где же он такие деньги возьмёт, если он без финансов, поддержки, товарного запаса, возможностей, опыта?».

Ещё один важный момент — проверки, от которых по-прежнему страдает легальный бизнес. Называя этот усугубляющий положение бизнеса фактор, Гаврил Парахин также приводит личный пример, когда в конце 2016 года после случая отравления «Боярышником» в Иркутской области начались массовые проверки, в его торгующий автохимией магазин пришли и изъяли две бутылки незамерзайки (в ней же содержится метанол!), запретив на время анализа торговать ею в самый разгар спроса на этот товар. Проверку обещали провести за 10 дней, но в итоге она не была завершена даже через две недели, и убытки, которые фирма понесла, оставляя непроданный товар на следующий сезон, никто, конечно же, не компенсировал.

Читайте также: Как налог ни назови: бизнес пожаловался Путину на сборы и платежи

«Эти проверки должны быть, но для них нужны причины адекватные. Зная заранее, что всё нормально, нас всё равно проверяют, а нелегальный бизнес никто не трогает, потому что они официально не работают. Свидетельства о ИП даже нету, не говоря даже о налоговых отчисления и прочем. Вот эти вот люди и мешают работать мелкому предпринимателю, и человек думает: зачем мне работать официально. Закрою своё ИП, и буду также продавать, но уже ничего никому не платив. Предприниматели уходят в тень, и мы не знаем, сколько они зарабатывают, а зарабатывают они нормально», — комментирует ситуацию Гаврил Парахин.

Не возместил предпринимателю убытки и «Сахатранснефтегаз», который менял в районе трубы.

«Как попало всё вскрыли, и то, что я потратил порядка 400 тыс. рублей на прилегающую территорию (стоянка-парковка), мне никто не компенсировал, хотя и обещали. Сделали своё дело и ушли», — отметил депутат, назвав такое поведение компаний, которые живут за счёт средств, получаемых от жителей и предпринимателей, как минимум неуважительным.

«Ну и по налогам. Какие-то налоги надо просто убрать. Но сейчас почему-то мы убрали налоги только для новых компаний, которые к нам зашли, от «Сургутнефтегаза», от АЛРОСА, от «Роснефти», а нам что-то никто не убирает. Непонятно тогда, почему им убрали», — недоумевает депутат.

Читайте также: Аксаков: Поручение президента по налогам выполнить снова не получится

Как сообщало ИА REGNUM, по данным аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в 2017 году в России обанкротились 3 227 компаний, их количество за этот период увеличилось на 12,4%. На основании этих данных эксперты сделали вывод: «В России вымирает бизнес».