Россия и США никогда не смогут перейти к мирному сосуществованию на международной арене. Об этом 20 ноября заявил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в эфире передачи «Право голоса» на ТВЦ.

«Мы были, есть и будем оставаться угрозой для Соединённых Штатов всегда. По очень простой причине: мы единственная страна, которая может прекратить их существование. Великая экономическая держава Китай стереть США с лица земли не способна. Россия — способна», — заявил Журавлёв.

В этой связи политолог отметил, что недооценивать перспективность союзнических отношений России и Китая не следует — геополитическая логика неизбежно будет подталкивать Пекин, который до сих пор сильно зависит от Вашингтона, в объятия Москвы.

«Китай не менее нуждается в нас, потому что он хочет перестать быть зависимым от США», — отметил эксперт.

Что же касается американской гегемонии, то она неизбежно подойдёт к своему концу, просто потому что система однополярного мироустройства в принципе нестабильна, считает Журавлёв.

«Американцы постоянно путают могущество со всемогуществом. США — великая страна, она очень многого добилась, и завтра она, конечно, не умрёт. Но Вашингтон — не владелец мира. Потому что управлять планетой из одного центра невозможно технологически. У вас будут постоянно нарастать ошибки — одна ошибка повторит другую, будет Иран, будет ещё что-то, внутри страны и на международной арене… Однополярный мир в принципе невозможен, поскольку эгоизм того, кто является этим полюсом, не ограничивается ничем. Мир в любом случае будет многополярен», — заявил он.

Постоянные изменения баланса сил и интересов в различных регионах будут подрывать возможности контролировать международные отношения из единого центра, но точно также и в многополярном мире меняющиеся взаимоотношения не избавят мир от множества конфликтов и нестабильности.

«Создать некие априорные правила игры будет невозможно, просто потому что постоянно будут меняться группы интересов и отношений», — указал эксперт.

При этом характерным примером того, как структура мировых «центров сил» сохраняется, несмотря на значительные социально-экономические перемены в конкретных государствах и регионах, служит опыт России 1990-х годов — даже тогда Москва не смогла «избавиться» от своего влияния на международные отношения, отметил Журавлёв.

«Мы им (центром) быть не перестали, и даже в ельцинское время им быть не перестали. С Россией приходилось договариваться и в 1990-е годы. Про «мы в Югославии свою бригаду возьмём и передвинем» — мало кто сейчас это помнит, но это было. Это Борис Николаевич не хотел быть одним из центров, но это его личное дело», — констатировал эксперт.