Во ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" разработан проект создания на территории порта зоны экономического развития (роста) с режимом свободного склада (свободной таможенной зоны). Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе порта, руководство федерального государственного предприятия уже разослало письма губернатору Мурманской области, в Мурманскую областную думу и администрацию города Мурманска с просьбой обратится с законодательной инициативой в соответствующие федеральные структуры о создании на территории причалов порта свободной экономической зоны.

Как считает временно исполняющий обязанности директора порта Андрей Тарасенко, создание "свободной экономической зоны" позволило бы переориентировать рыбные потоки в Мурманск, стабилизировать работу основных рыбоперерабатывающих предприятий и, в конечном итоге, всей рыбной отрасли региона. В рамках проекта, предложенного ФГУП "Мурманский морской рыбный порт", свободная экономическая зона может быть создана во втором грузовом районе порта. Она включает в себя девять причалов, с глубинами у кордона 8,68 метра, 20 причальных кранов, акваторию порта, необходимую для стоянки судов. Общая длина причальной линии свободной экономической зоны составит 1 260 метров.

Экономический эффект от реализации проекта по созданию свободной экономической зоны на территории ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" может составить порядка 100 миллиона долларов США. На сегодняшний день в Мурманском морском рыбном порту прописано свыше 500 рыбопромысловых и 120 маломерных судов, но лишь треть из них доставляет рыбопродукцию в Мурманск. Среди причин, по которым мурманские рыбаки, предпочитают сдавать грузы в зарубежные порты, высокие таможенные, пограничные, санитарные, портовые и иные сборы в российских портах. Так, в соответствии с действующим законодательством, при заходе построенного или отремонтированного за границей траулера владельцы судна должны заплатить таможенную пошлину в размере 25% от стоимости судна. На сегодняшний день в Мурманской области порядка 270 таких судов.

В связи с создавшейся ситуацией мурманские судовладельцы предпочитают ориентировать свои суда на зарубежные порты. В настоящее время в Норвегии базируется почти 70 % всех рыболовецких траулеров, местом приписки которых является Мурманск.