В Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесии подведены итоги референдума об объединении района в единый городской муниципальный округ. Референдум проводился в один день с президентскими выборами. В восьми муниципальных образованиях района в референдуме приняли участие в общей сложности 90,72% избирателей, и 84,97% голосовавших высказались за предлагаемую реформу. Однако, участие в референдуме приняли не все населенные пункты района - абазинский аул Кубина от участия в референдуме отказался.

Перспектива объединения вызвала протест у жителей Кубины, которые отказались принимать участие в референдуме. Депутаты местного Совета поставили в известность руководство республики о том, что в Кубине референдум проводиться не будет. Свое решение депутаты мотивируют стремлением сохранить земельные угодья аула. Руководство республики неоднократно отбирало у них землю. В середине семидесятых годов при строительстве тепличного комбината "Южный" у аула забрали 250 га пашни. В 1992 году при выходе аула из состава совхоза "Красногорский" в пользу соседей отрезали еще 680 га. В общей сложности, по словам главы Кубинского муниципального округа Курмана Архагова, за послевоенные годы у аула было изъято 1827 из 2944 га земельных угодий. Депутат местного совета А-М. Аубеков так пояснил позицию своих избирателей: "Сегодня никто не может дать гарантии, что не будет происходить дальнейшее отторжение земель. Жители пытаются найти возможность того, как сохранить хотя бы сегодняшние границы аула. Поэтому настороженно отнеслись к вопросу об объединении всей территории Усть-Джегутинского района в границах одного муниципального образования."

По мнению главы Кубинского сельского муниципального округа Курмана Архагова, беда в том, что в действующем ныне законодательстве о местном самоуправлении есть много положений, имеющих различные толкования, а то и противоречия: "Во всех случаях противоречий конкретные решения должны быть приняты на уровне района и республики. Поэтому нам необходимо в полной мере использовать оставшееся время переходного периода, который предусмотрен новым законом. С этой точки зрения решение о том, чтобы не проводить в Кубине референдум, принято обдуманно, после неоднократных встреч и консультаций на различных уровнях".

Из слов Архагова виден национальный аспект проблемы. В муниципальном совета нового муниципального округа абазины смогут рассчитывать на 1 - 2 из 24 предполагаемых депутатских мест. Слабо представлен этот народ, составляющий около 5% населения КЧР, и в Народном Собрании республики. На сегодняшний день сельские муниципальные округа, при всей своей эфемерности, - едва ли не единственная система, обеспечивающая защиту интересов малочисленного народа.

Как показали последние события вокруг аула Кубина, любая опасность потерей малочисленным народом права на самоуправление влечет за собой протест. С этим выводом согласился начальник Управления по информационной политике президента и правительства КЧР Кахун Гожев, в недалеком прошлом председатель абазинской общественной организации "Адгылара": "Действительно, жители Кубины опасаются, что на социально-экономическое развитие аула, занятость населения и многие другие стороны жизни будет отрицательно влиять лоббирование интересов своих избирателей депутатами другой национальности".

В качестве решения проблемы, много лет абазины просили власти КЧР о создании абазинского района - в республике 13 абазинских аулов, большинство которых имеют общие границы, что в принципе позволяет обустроить муниципальный район для малочисленного народа. С целесообразностью подобного решения согласился и президент КЧР Мустафа Батдыев. Создание в республике абазинского района было одним из пунктов его предвыборной программы. Однако в связи с принятием нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выполнить это обещание крайне затруднительно. Принцип бюджетной обеспеченности муниципальных образований практически ставит крест на перспективе создания абазинского района. Одно из важнейших положений закона гласит, что бюджет каждого муниципального образования должен иметь доходную часть, которая позволит самостоятельно осуществлять финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления. Сегодняшнее положение абазинских аулов выполнить это требование не позволяет.

Тревоги кубинцев пытался развеять президент КЧР Мустафа Батдыев в открытом письме к жителям аула, опубликованном в местных СМИ. В нем, в частности, говорится: "Как гарант Конституции КЧР хочу со всей ответственностью заявить, что ваши опасения совершенно напрасны. Создание городского округа должно привести к созданию новых, более широких возможностей в решении социально-экономических проблем населенных пунктов района при сохранении территориальных границ, статуса, земельных ресурсов и, разумеется, интересов и прав всех проживающих здесь жителей." Не отказывается президент и от обещания создать абазинский район, в этом случае, по его словам, за жителями Кубины сохранится право пересмотреть свое нахождение в составе Усть-Джегутинского городского муниципального округа.

Событием, омрачившим диалог президента и аула, стал визит сотрудников Усть-Джегутинской районной прокуратуры к Курману Архагову и председателю участковой избирательной комиссии Муаруфу Архагову вечером 13 марта, накануне референдума. От них потребовали письменные объяснения, по какой причине в ауле не проводится референдум. По словам Курмана Архагова, представители прокуратуры предупредили чиновников: "Если в Кубине 2-3 человека пожалуются, что они хотели, но им не дали принять участие в референдуме, мы расценим это как ущемление конституционных прав граждан и привлечем вас к ответственности."

При этом сами жители Кубины стараются не акцентировать внимание властей и общественности на национальных аспектах проблемы. В этом смысле неслучайно, что отказ от участия в референдуме поддержали и проживающие в Кубине карачаевцы. Как бы там ни было, в ближайшие месяцы решение о будущем аула Кубина должно быть приянто. Но уже сегодня очевидно, что это не только проблема Карачаево-Черкесии. Первый опыт реализации федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" показал, что данный закон может создать серьезные проблемы в районах проживания малых народов России.