477 врио директоров научных институтов назначены незаконно?
Москва, 10 октября, 2017, 15:05 — ИА Регнум. Предисловие редакции
В Гагаринскую межрайонную прокуратуру было направлено заявление от бывшего старшего научного сотрудника Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии» (ФГБНУ ВНИИСБ) Елены Калле, в котором она обвиняет главу Федерального агентства научных организаций Михаила Котюкова в превышении должностных полномочий и халатности.
В частности, заявитель считает незаконным введение Котюковым М. М. поста «временно исполняющего обязанности руководителя научной организации» и назначение в обход установленных законом процедур на изобретенную им должность «врио» 477 кандидатов. В качестве примера негативных последствий, вызванных нарушениями легитимной процедуры выборов директоров научных организаций, заявитель приводит пример своего института.
Тревожные сигналы поступали из ФГБНУ ВНИИСБ давно. ИА REGNUM ранее уже публиковало материалы о назначении частного предпринимателя на пост временно исполняющего обязанности директора в институте, имеющем стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны (см. статью «Молодильный восторг РАН»), а также о последствиях такого назначения (см. статью «ФАНОз косит российские сельхоз НИИ»).
Когда руководство института было заподозрено в мошенничестве с бюджетными источниками финансирования, в апреле 2016 года в Генпрокуратуру было направлено соответствующее заявление. Расследование было поручено УВД по Северному Административному округу по г. Москве и вскоре закрыто со ссылкой на то, что «сроки рассмотрения обращения истекли». Однако после того, как проблемами института заинтересовались члены Комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции А. Б. Выборнов и Н. И. Рыжак, расследование было возобновлено.
По результатам проверки 4 отделом СЧ СУ УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве
А началась вся эта длинная и запутанная история с назначения Котюковым М. М. своего кандидата на пост руководителя ФГБНУ ВНИИСБ в обход легитимных процедур.
* * *
Перечень ответов МВД, ФАС и Прокуратуты по делу ФГБНУ ВНИИСБ
№
Документ
Подписан
Дата
Цитата
1.
04.08.2017
2.
23.11.2016
2.
23.11.2016
3.
29.11.2016
4.
22.12.2016
5.
27.12.2016
6.
28.12.2016
7.
30.12.2016
8.
24.01.2017
9.
06.02.2017
10.
06.02.2017
Скачать фотокопии ответов МВД, ФАС и Прокуратуры в pdf-формате.
* * *
Текст заявления Елены Калле в прокуратуру
Прокурору Гагаринской межрайонной
прокуратуры
Старшему советнику юстиции
Н.Г. Батищеву
от гражданина Российской Федерации
и бывшего старшего научного
сотрудника ФГБНУ ВНИИСБ
Калле Коссио Елены Геннадьевны
Московская обл. 141 055 г. Лобня,
мкр. Луговая, Научный городок 13/511
Заявление
Прошу провести прокурорскую проверку и защитить интересы государства и общества по фактам халатности и превышения должностных полномочий, допущенных руководителем Федерального агентства науки и образования Российской Федерации Котюковым М. М. (юридический адрес 119 334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а).
Назначение на должность руководителя научной организации должно проводиться строго в соответствии с частью 12 статьи 18 Федерального закона от 27 сентября 2013 г. №253-ФЗ «О Российской Академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 959 «О Федеральном агентстве научных организаций», и от 5 июня 2014 г. №521 «Об утверждении Положения о порядке и сроках согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, переданной в ведение Федерального агентства научных организаций».
В частности, руководители научных организаций, переданных в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного правительством Российской Федерации, избираются коллективом соответствующей научной организации из числа кандидатур, согласованных с президиумом Российской академии наук и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, с их последующим утверждением данным федеральным органом исполнительной власти. Порядок и сроки согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, переданной в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного правительством Российской Федерации, устанавливаются правительством Российской Федерации.
В нарушении закона Российской Федерации и постановлений правительства Российской Федерации руководитель Федерального агентства науки и образования Российской Федерации Котюков М.М. приказом от 23 сентября 2015 года № 812 п/о возложил временное исполнение обязанностей директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии» (ФГБНУ ВНИИСБ) на Алексеева Якова Игоревича.
Кандидатура Алексеева Я. И. не соответствовала требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность руководителя научной организации, прописанным в постановлении правительства РФ №521 «Об утверждении Положения о порядке и сроках согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, переданной в ведение Федерального агентства научных организаций». Назначение в обход законных процедур частного предпринимателя без ученой степени на должность руководителя Всероссийского научно-исследовательского института заставляет предположить наличие коррупционной составляющей.
Руководителем Федерального агентства науки и образования Российской Федерации Котюковым М. М. была введена должность «временно исполняющего обязанности руководителя научной организации», не предусмотренная законодательством Российской Федерации.
Назначение работника исполняющим обязанности по определенной должности возможно лишь в том случае, если данная должность не является вакантной.
Правовое регулирование отношений, связанных с назначением работника исполняющим обязанности, осуществляется нормами Трудового кодекса РФ, разъяснением Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС
С позиций Трудового кодекса Российской Федерации терминология «исполняющий обязанности» может применяться лишь как соответствующее ей официальное понятие заключение трудового договора «на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы» (часть первая ст. 59 ТК РФ). Такой трудовой договор является срочным и предполагает прекращение при выходе на работу отсутствующего работника (п. 2 части первой ст. 77, ст. 79 ТК РФ).
Назначение работника исполняющим обязанности в связи с отсутствием другого работника в соответствии со ст.74 Трудового кодекса РФ является временным переводом работника на другую работу. Срок перевода работника на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение одного календарного года.
Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Если такое назначение состоялось, оно признается переводом работника на другую постоянную работу, и данная должность перестает быть вакантной.
Назначение Алексеева Я. И. на должность руководителя ФГБНУ ВНИИСБ не могло считаться временным переводом на другую работу в связи с отсутствием другого работника, так как данная должность являлась на тот момент вакантной. Замещающий вакантную должность работник не может считаться исполняющим обязанности отсутствующего работника.
Временное назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности следует считать постоянным переводом работника на другую работу (в случае согласия работника с подобным переводом) на основании ст.72 ТК РФ. Работник считается назначенным на новую должность, которая перестает быть вакантной.
В случае с руководителем организации статус исполняющего обязанности руководителя по вакантной должности полностью соответствует статусу руководителя (без приставки «и.о.»), с которым трудовой договор заключен на неопределенный срок. Это означает, что назначение на должность руководителя другого лица будет юридически невозможно, так как место занято.
Таким образом, назначение Котюковым М. М. «временно исполняющего» на вакантную должность руководителя Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии» являлось незаконным и, более того, создавало ситуацию, при которой дальнейшее следование легитимным процедурам становилось невозможным.
Незаконное назначение Алексеева Я. И. на должность временно исполняющего обязанности руководителя ФГБНУ ВНИИСБ имело тяжелые последствия для института:
Вторым случаем нарушения законов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, допущенным руководителем Федерального агентства науки и образования Российской Федерации Котюковым М. М., было назначение приказом № 643 п/о от 28 сентября 2016 г. Карлова Геннадия Ильича на должность временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной биотехнологии».
Нарушения руководителем Федерального агентства науки и образования Российской Федерации Котюковым М. М. законодательства Российской Федерации и постановлений правительства Российской Федерации привели к тяжелым последствиям. В частности, к отсутствию на протяжении двух лет должного управления государственной научной организацией, имеющей статус «Всероссийской»; лишение коллектива ФГБНУ ВНИИСБ законных прав на участие в процедуре выборов руководителя института; допуск к расходованию государственных средств группы лиц, против которых в дальнейшем было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ и др.
Есть основания предполагать, что нарушения руководителем Федерального агентства науки и образования Российской Федерации Котюковым М. М. законодательства Российской Федерации носили систематический характер. В частности, на официальном сайте Федерального агентства науки и образования Российской Федерации имеются данные о четырёхстах семидесяти семи случаях назначения Котюковым М. М. временно исполняющих обязанности руководителей научных организаций. Данные назначения являются прямыми нарушениями легитимной процедуры, регулируемой Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. №253-ФЗ «О Российской Академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлениями правительства Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 959 «О Федеральном агентстве научных организаций», от 5 июня 2014 г. №521 «Об утверждении Положения о порядке и сроках согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, переданной в ведение Федерального агентства научных организаций».
Прошу провести прокурорскую проверку по фактам халатности и превышения должностных полномочий, допущенных руководителем Федерального агентства науки и образования Российской Федерации Котюковым М. М., принять меры прокурорского реагирования и защитить права и законные интересы Российской Федерации.
По статье 360 УК РФ о заведомо ложном доносе предупреждена.
04.10.2017