Глава МИД Республики Беларусь: Наша цель - стать транзитом между Западной и Восточной Европой

Киев, 17 марта 2004, 14:28 — REGNUM  Посольство Республики Беларусь в России распространило ответы Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова на вопросы, заданные во время "прямой линии" на Белорусском радио 11 марта 2004 г. Полный текст интервью доступен на сайте посольства (www.embassybel.ru).

Особое внимание С.Мартынов уделил взаимоотношениям Беларуси с Россией, странами СНГ и Европейского Союза. В частности, глава МИД Республики заявил, что "отношения Беларуси с Российской Федерацией носят стратегический, принципиальный характер. Бесспорно, по мере развития этих отношений, по мере восхождения к их более сложным формам возникают объективные проблемы сопряженности наших позиций по тем или иным вопросам, и отражением таких проблем были недавние проблемы в газово-энергетической области. Тем не менее, важно понимать, что основа этих отношений - взаимная заинтересованность государств в серьезной интеграции. По итогам 2003 года товарооборот между Беларусью и Россией составил более 12 млрд. долларов США. Это самый высокий показатель за последние одиннадцать лет. На Россию приходится практически половина нашего экспорта. Беларусь тоже является важным для России партнером. Для России мы являемся торгово-экономическим партнером номер два после Германии".

"С нашей точки зрения, Содружество Независимых Государств (СНГ) обеспечивает достаточно продвинутый уровень отраслевого сотрудничества между нашими государствами, а также сотрудничество в антитеррористической и антикриминальной деятельности, контакты по военной линии, например, в объединенной системе ПВО, - сказал он. - Нашим интересам, в первую очередь, отвечает реализация проектов в сфере транспорта, энергетики, коммуникаций - это очевидно с учетом нашей географии и экономики. В рамках СНГ осуществляется расширение традиционных рынков сбыта белорусских предприятий и источников снабжения нашей экономики топливно-энергетическими и иными ресурсами. Не следует забывать, что Минск является столицей СНГ, и наши усилия в этой организации направлены на то, чтобы столица эта была здесь не только de jure, но и de facto. Эта самая многочисленная организация, включающая все постсоветские государства, кроме прибалтийских, является для нас основополагающей".

"Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое объединяет уже меньшее число государств, является более продвинутой по целям формой интеграции, - отметил С.Мартынов. - Объем внешнеторговых операций Беларуси с государствами ЕврАзЭС составляет 93% от общего объема нашего товарооборота со странами СНГ. Это говорит о том, что наши главные партнеры по СНГ находятся практически все в этой организации, и благодаря экономическому взаимодействию этой организации в режиме свободной торговли из-за изъятия ограничений наши товары становятся соответственно более конкурентоспособными в этих странах по сравнению с товарами третьих государств. Сейчас в рамках ЕврАзЭС мы стремимся переходить к разработке и реализации не только торговых дел, но и совместных инвестиционных проектов и программ, это - новая ступень".

Как отметил министр, Республика Беларусь заинтересована в создании зоны свободной торговли в рамках Единого экономического пространства, которое объединяет четыре государства: Беларусь, Россию, Украину и Казахстан. По его словам, это позволит "обеспечить доступ наших товаров на преимущественных условиях, в том числе и на украинский рынок, где у нас до сих пор были некоторые проблемы, которые мы вместе с украинскими коллегами сравнительно успешно решаем". "В будущем нас интересуют перспективные механизмы экономического взаимодействия в рамках Единого экономического пространства, - также отметил С.Мартынов. - Это, в частности, унификация налоговой политики, которая позволит снизить налоговую нагрузку на наши предприятия и, соответственно, увеличить конкурентоспособность наших товаров на этих рынках и т.д. Таким образом, эта организация является, может быть, прообразом одной из наиболее эффективных форм. И, естественно, остается так называемая двойка - Союз Беларуси и России, - которая является наиболее продвинутой по степени интеграции и реальным достижениям формой организации на постсоветском пространстве". Главный принцип в наших отношениях и с Западом, и с Востоком совершенно очевиден - это принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, мы неукоснительно придерживаемся его на всех векторах. Если мы говорим о Европе, то всегда исходим из того, что мы являемся не только географической частью, причем важной частью Европы. Без участия Беларуси невозможно решать вопросы, связанные с обеспечением стабильности и безопасности на нашем континенте, надежности транзита энергоносителей и товаров в Европу, устойчивости экологического равновесия в регионе и предотвращения трансграничной преступности, потока незаконных мигрантов и т.д. Сейчас на европейском пространстве идут весьма важные процессы, последствия которых будут ощущаться в течение многих лет, если не десятков лет. Мы знаем о расширении НАТО и знаем также о том, что с 1 мая предстоит расширение Европейского союза (ЕС). Это фактор, который бесспорно, будет воздействовать на нас и на нашу экономику. С учетом этого мы прилагаем все усилия для того, чтобы максимально использовать позитивные стороны этого процесса и, с другой стороны, попытаться свести до минимума негативные моменты, которые будут также присутствовать. В этом отношении мы ведем необходимые переговоры с Европейским союзом. Для нас представляет достаточно высокий интерес концепция "соседского" сотрудничества ЕС, которую Европейский союз разрабатывает сейчас для применения в отношениях со странами-соседями, прежде всего, имеются в виду такие страны, как Беларусь, Молдова и Украина. Говоря об отношениях с Евросоюзом, следует отметить, что главным компонентом их сейчас являются, конечно, торгово-экономические отношения. Вне СНГ страны Евросоюза, европейский регион, является главным торговым партнером Беларуси. И дела у нас здесь идут сравнительно неплохо. Экспорт в европейские страны в минувшем году нам удалось увеличить на 32%, общий наш товарооборот с ними составил более 6 млрд. долларов США. Причем у Беларуси положительное сальдо, которое мы наращиваем, и в этом году оно составило уже 1 млрд. долларов США. Естественно, помимо расширения торгово-экономических связей, мы и наши партнеры заинтересованы в объединении усилий в наращивании борьбы с новыми угрозами, такими как трансграничная преступность, нелегальный транзит оружия, наркотиков, защита границ, обеспечение безопасности коммуникаций и т.д. У нас есть предложения, которые мы нашим европейским коллегам вносим. Разговор о Европе был бы неполным без упоминания ОБСЕ. Эта организация является единственной общеевропейской организацией, в которую входят все европейские государства, в том числе, и Беларусь. В этой организации мы ведем активную работу, но не все пока нас устраивает в том, как действует эта организация. Мы считаем, что в этой организации необходим больший баланс между экономическим и, скажем, экологическим направлением. Необходимо также соблюдение большего географического баланса между Востоком и Западом Европы. В частности, мы настаиваем на том, чтобы ОБСЕ играло роль в том, чтобы интеграция, которая происходит на пространстве Европы, учитывала интересы всех государств. Скажем, интегрируется и расширяется Европейский союз, должны учитываться интересы соседей; развиваются интеграционные процессы на пространстве СНГ, тоже должны учитываться интересы соседей, и ОБСЕ могла бы сыграть в этом роль. В обязательном порядке следует упомянуть и то, что с прошлого года наш парламент, Национальное собрание, восстановил свое законное место в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, и сейчас является активным ее членом. Находясь в центре Европы, по нашему представлению, интересам Беларуси отвечал бы баланс отношений и на Востоке, и на Западе Европы. Евросоюз - мощное образование, но если бы мы сегодня заявили о том, что хотим вступить туда, то, наверное, это заявление вызвало не более чем улыбки. Непродуманных заявлений мы стараемся не делать. В экономическом отношении наше вступление в Евросоюз сейчас во многих отношениях отрезало бы нас от принципиально важных для нас источников энергии и сырья, а также рынков на востоке. Мы эти рынки и источники имеем и не собираемся никому их уступать. Те же страны Европейского Союза активно борются за то, чтобы иметь доступ к рынку России, СНГ и т.д. Мы также работаем над тем, чтобы в перспективе интеграционные процессы, происходящие как на западе Европы, так и на востоке Европы не оказались замкнутыми каждый в своей скорлупе. Нельзя, разрушив систему военного противостояния, прийти к системе экономического противостояния. В нашем понимании обе системы интеграции должны двигаться навстречу друг другу и должна происходить, как мы иногда называем, интеграция "интеграций", т.е. реальное взаимодействие и создание общеевропейского экономического пространства между этими интеграциями. И вот в таком взаимодействии, в создании такого общеевропейского экономического пространства именно Беларусь выиграет в значительной степени. И в этом наша цель. Беларуси, которая проводит многовекторную политику, объективно принадлежит определенная роль в этих интеграционных процессах, так как мы являемся транзитным государством между Европой и Азией. Мы, конечно, должны понимать, что мы не вполне уникальное государство в этом отношении. На эту же роль претендует и наша южная соседка Украина, в известной степени, прибалтийские государства. Это объективная роль всех, и есть определенная конкуренция даже в этом. Поэтому мы, конечно, должны бороться за свое место под солнцем и в области транзита. И вот то, о чем я говорил, наши плодотворные отношения и с СНГ, и заинтересованность в плодотворных отношениях с Евросоюзом должны позволить нам реализовать именно эту цель".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.