Строительство новой железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс вышло на финальный этап, считает министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Гахария. По информации министерства, об этом Гахария заявил после инспектирования грузинского участка железной дороги.

Инспектирование прошло 27 сентября, и в его рамках Георгий Гахария вместе с министром транспорта, морских дел и коммуникации Турции Ахмедом Арсланом и руководителем Азербайджанской железной дороги Джавидом Курбановым проехал на пробном поезде из Тбилиси до железнодорожной станции Карцах.

По информации Георгия Гахария, на сегодняшний день выполнено уже 70% работ по строительству грузинского участка дороги Баку-Тбилиси-Карс, но предстоит сделать еще очень многое: завершить электрификацию участка, создать условия для работы таможенной, санитарной служб.

В рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс на территории Грузии были запланированы работы по реабилитации, реконструкции и строительству железнодорожного участка Марабда-Карцах протяженностью в 180 км, в том числе 153 км от Марабды до Ахалкалави предстояло реконструировать и реабилитировать, а 27 км от Ахалкалаки до Карцаха (до границы с Турцией) — построить.

Хотя обнадеживающие заявления о переходе в финальную фазу проекта и завершении основных строительных работ стороны делали неоднократно, после каждого пробного пуска и тестирования выяснялось, что сделать предстоит еще очень многое. Аналогичные заявления были сделаны и на этот раз.

«Предстоят немалые работы, но сам факт, что сегодня по железной дороге можно доехать до Карса, уже примечателен. Это пока этап тестирования. Чтобы определить, какой объем работ нужно проделать для окончательного завершения железнодорожной линии, нам понадобится около 10 дней», — заявил грузинский министр.

По его же информации, интерес к будущей железной дороге, которая обеспечит перевозку всех видов грузов, очень высок, и уже поступил целый ряд серьезных предложений, в том числе по контейнерным перевозкам из Казахстана в Турцию.

«Следующим этапом будет перевозка пассажиров. В общей сложности проект рассчитан на перевозку 5 миллионов грузов и 1 миллиона пассажиров в год с выходом в перспективе на грузооборот до 15 млн тонн в год», — заявил Гахария.

Министр экономики и устойчивого развития Грузии утверждает, что новая железная дорога конкурентом грузинским портам (Поти и Батуми) не станет и ее задействование к сокращению грузооборота портов не приведет.

«Это можно будет сбалансировать ценами и грузопотоком. Мы официально заявили нашим турецким и азербайджанским коллегам, что правительство Грузии и министерство экономики всегда будут защищать интересы грузинских портов», — подчеркнул Георгий Гахария.

Он особенно выделил значение новой железной дороги как еще одного связующего звена между Европой и Азией, в частности, между Китаем и Турцией.

«Эта железнодорожная линия свяжет Китай с Европой. Принципиально качественно изменится логистика в регионе, а также система координации. Эта железнодорожная линия уже может частично обслуживать ту большую торговлю, которая ведется между Казахстаном и Турцией и между Китаем и Турцией», — заверил Гахария.

По его словам, ожидаемые объемы перевозок по этой дороге настолько высоки, что стороны уже начали обсуждение вопроса строительства второй линии.

Строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс началось в ноябре 2008 года. Первоначально его планировалось завершить в 2011 году, затем сроки окончания работ периодически переносились на конец 2014-го, 2015-го, 2016-го года. В конце 2016 года были сделаны обнадеживающие заявления о завершении работ в первом квартале 2017 года. И хотя текущий год близится к концу, ориентировочная дата завершения строительства все еще не определена и регулярно делаются лишь общие заявления о вступлении в финальную фазу проекта. Такую отсрочку окончания проекта эксперты связывают с его политизацией и конфликтом интересов различных сторон.

Читайте также: Станислав Тарасов. Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс: легко на бумаге, да мешают всем овраги