Из любви к Западу? «Бестранзитные» поставки грузов из ЕС в Белоруссию
Минск, 19 сентября, 2017, 19:46 — ИА Регнум. Белоруссия продолжает наращивать свою кооперацию с ЕС. Эксперимент по применению «бестранзитной» технологии оформления грузов в пункте пропуска «Брузги» в Гродно планируется расширять, поскольку поступления в региональный бюджет с начала 2017 года выросли более чем на 40% по сравнению с первыми восемью месяцами 2016 года. Об этом сегодня, 19 сентября, сообщил журналистам начальник Гродненской региональной таможни Андрей Ковальчук.
В частности, планируется расширить до восьми полос пункты выезда и въезда. Хотят внедрить и технологию автоматического взвешивания грузов. Поскольку объем информации постоянно растет, то локальные вычислительные сети тоже заменят. Помимо этого, власти Гродно намерены повысить энергоэффективность пунктов пропуска: сейчас непогода сильно влияет на их работу. В пунктах пропуска «Берестовица» и «Брузги» будут обновлены системы видеонаблюдения. В целом практически все процессы проверки и пропуска груза планируется автоматизировать. Начать реализацию этих мероприятий хотят в ближайшее время. Однако примерный временный промежуток Ковальчук всё же не назвал.
По его словам, за счет расширения эксперимента получится увеличить пропускную способность пункта «Брузги» до 400—450 грузовых автомобилей за смену. Пока же самые активные пользователи системы — субъекты хозяйствования Гродненской области.
В региональный бюджет эксперимент принес дополнительные доходы. С начала 2017 года в бюджет Гродно поступило дополнительно 200 млн белорусских рублей (почти 6 млрд российских), что более чем на 40% больше, чем за то же время в 2016 году. Рост внешнеторгового оборота здесь составил 39% ($2 млрд).
Ковальчук отметил, что грузовой транзит через пропускной пункт, где осуществляется эксперимент, вырос на 17%, а легковой — на 32% по сравнению с прошлым годом. Однако пока технологии все же несовершенны, их требуется развивать.
Читайте также: «Нормализовать отношения с ЕС и США — естественное стремление Минска»
Отметим, что эксперимент по «бестранзитной» технологии оформления грузов начали в 2017 году. Сейчас такой системой могут пользоваться около 30 субъектов хозяйствования. Число оформленных грузовых машин составляет около 400.
Согласно задумке, упрощение процедуры оформления грузов из ЕС через белорусский пункт таможенного оформления «Брузги-2» на внутренний пункт таможенного оформления «Брузги-ТЛЦ» реализуют для сокращения временных затрат субъектов хозяйствования и таможенных органов. Действует это так: автомобиль въезжает на территорию транспортно-логистического центра по выделенному коридору без оформления процедуры таможенного транзита и внесения финансовой гарантии. Центр работает круглосуточно. Здесь же существуют склады и зоны таможенного контроля. Таким образом Белоруссия пытается увеличить транзитную привлекательность страны и более активно развивать бизнес.
Читайте также:
Украина и Белоруссия хотят увеличить товарооборот до 5 млрд долл
Лукашенко и Порошенко обсуждают варианты поставок нефти через Украину
Важно понимать, что развитие «бестранзитной» технологии оформления грузов — это последствия ориентации Белоруссии на кооперацию с Евросоюзом. Еще в июне 2017 года руководство Гродненской региональной таможни, палаты налоговой администрации в Белостоке и Подлясского таможенно-налогового управления заявили о направленности на увеличение грузопотока. Белорусская сторона отмечала, что дальнейшая работа и взаимодействие Белоруссии и Польши продолжится. В частности, речь шла о программе трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина» на 2014—2020 годы Европейского инструмента добрососедства. В этой связи рост грузопотока из ЕС прозападно настроенные белорусские представители видят как возможность для «дистанцирования от России».
Читайте также: Порты: Белоруссия отчаянно торгуется с Россией
Интеграция стран Восточной Европы в состав ЕС привела к формированию выгодной региональной геополитической структуры для Белоруссии, которая пытается взять свое и у России, и у ЕС. Например, возросло региональное значение белорусской промышленности. В портах и на транспортных артериях Латвии белорусские грузы составляют 30—40% транзита. Поставляют товары из Белоруссии и через порты Литвы, Украины, Калининградской области, Польши. Снабжение нефтепродуктами Украины осуществляется с Мозырского нефтеперерабатывающего завода, на который нефть поставляется полностью из России.
В августе президент России Владимир Путин заявил о необходимости увязать поставки российской нефти в Белоруссию с транспортировкой выработанных белорусскими НПЗ нефтепродуктов через российские порты. Несмотря не предложенную Белоруссии со стороны РЖД максимальную скидку на перевозки в размере 50%, Минск осуществляет транспортировку нефтепродуктов, вырабатываемых из получаемой по интеграционным ценам российской нефти, через порты Прибалтики. Позднее вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что республика согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, если это будет выгоднее тех условий, на которых осуществляется перевалка сегодня.