В рамках американо-российской инициативы "Дартмундская конференция" с 2001 года организуются трехсторонние встречи экспертов из Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. Уже проведено 6 раундов. Эксперт от Нагорного Карабаха, депутат Национального Собрания НКР Максим Мирзоян принимал участие в 4 из них.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM депутат отметил важность проведения конференции в плане накопления и анализа разноаспектной информации о нагорно-карабахском конфликте, возможности свободного диалога между неофициальными представителями сторон конфликта. Главную причину отсутствия конкретных результатов по карабахскому урегулированию Максим Мирзоян видит в продолжающемся отстаивании великодержавных интересов в регионе и полярности позиций самих сторон конфликта.

"Существовавшая всегда скрытая конфронтация между Россией, Западом и другими странами региона за влияние на Кавказе, в частности, на Южном Кавказе, сегодня стала очевидной. И это противостояние интересов мешает проведению независимой экспертизы проблемы, объективному и справедливому ее разрешению. Осознавая важность правовой стороны карабахского конфликта, посредники тем не менее рассматривают конфликт почти исключительно в политическом аспекте, поскольку этого требуют интересы держав в регионе. Кроме того, до сих пор ни на иоту не сблизились позиции самих сторон конфликта. Баку по-прежнему безапелляционно настаивает на принципе территориальной целостности, немедленному выводу войск с занятых в ходе военных действий территорий и обеспечению возврата беженцев. Рассмотрение подобного рода вопросов невозможно без выработки действующих механизмов, обеспечивающих реальную, а не декларативную безопасность в полном ее понимании. Баку постоянно загоняет переговорный процесс в тупик, причиной которому является нарушение технологий разрешения конфликтов, когда борются не с причиной, а ее последствиями. Здесь Дартмундская конференция не составила исключения, ибо весь конфликт и пути его разрешения она рассматривает исключительно в ракурсе ликвидации гуманитарных последствий", - сказал Максим Мирзоян.

Депутат отметил роль Армении в процессе карабахского урегулирования: "Военная кампании 1991-1994 годов выявила весь негатив аннексионистской политики Азербайджана, которую поддерживали международные радикально настроенные исламские элементы (в частности, на стороне Азербайджана воевали моджахеды общей численностью более 2 тысяч человек из Ливии, Пакистана, Йемена, Турции, Саудовской Аравии, Чечни, Афганистана и т.д.). Воюя с Нагорным Карабахом, Азербайджан не упускал случая с помощью советских войск и внутренних войск МВД СССР организовать провокации и агрессию против Армении, которые продолжаются по сей день. Азербайджан постоянно напоминает о своих претензиях на Зангезур и территории вокруг озера Севан. В этих условиях Армении не остается ничего другого, как стать гарантом безопасности Нагорного Карабаха, что в свою очередь является для Армении превентивным шагом в вопросе обеспечения собственной безопасности на случай повторения агрессии Азербайджана против нее самой".

Касаясь вопроса участия Нагорного Карабаха в переговорах, Максим Мирзоян сказал: "Минская группа ОБСЕ вкупе с Советом Европы и Европарламентом фактически временно подменила Нагорный Карабах Арменией в качестве основной стороны конфликта, тем самым пытаясь представить миру несостоятельность Нагорного Карабаха как субъекта международного права. В создавшейся ситуации Армении и Карабаху пришлось смириться с форматом двусторонних встреч президентов - РА и АР с тем, чтобы вообще не оказаться в полном вакууме. Сегодня посредникам приходится признаваться в ошибочности как срыва переговорного процесса, так и неучастия Нагорного Карабаха в нем".

Говоря о проблеме занятых в ходе войны территорий, Максим Мирзоян отметил необходимость дать политическую оценку этим территориям, как основному фактору обеспечения стабильности и безопасности в регионе. "Любой необдуманный шаг в попытках восстановить довоенный статус этих территорий, на котором настаивает Баку, приведет к нарушению режима прекращения огня, новой эскалации военных действий и как следствие - новой гуманитарной катастрофы", - подчеркнул депутат.