Официальные лица Европейского центрального банка (ЕЦБ), возвращающиеся из летних отпусков, могут столкнуться с крайне важным вопросом: что делать с их программой выкупа облигаций на сумму €2,3 трлн, известной как количественное смягчение. Любой неверный шаг может привести к хаосу на финансовых рынках и поставить крест на успехах ЕЦБ в оживлении экономики еврозоны.

Политики по большей части не раскрывали свои планы, обостряя напряженность. Инвесторы будут особенно настойчиво слушать президента ЕЦБ Марио Драги во время его пресс-конференции 7 сентября в надежде определить то, чего ожидать в будущем. Пять вопросов, которые стоит задать главе ЕЦБ, приводит Том Фэрлесс в статье для The Wall Street Journal.

Во-первых, необходимо ответить на вопрос о том, насколько сильна экономика еврозоны. Так, автор отмечает, что она редко когда находилась в столь хорошем состоянии. Рынок кредитования укрепляется, уровень безработицы, хоть и высокий, показывает оперативное падение.

Во-вторых, нужно прояснять то, как обстоят дела с евро. Устойчивость единой валюты, подорожавшей почти на 3% по отношению к доллару, стала основным событием после встречи официальных лиц 20 июля.

В-третьих, актуальным является вопрос, на какие шаги может пойти ЕЦБ в отношении своей процентной ставки. Самым простым для Драги станет отделаться пустой риторикой по этому вопросу. Официальные лица банка часто проявляют нежелание обсуждать развитие событий на финансовых рынках, однако не говорить вообще ничего столь же рискованно. Отказ Драги от обсуждения вопросов евро в Джексон-Хоуле привело к новому росту стоимости валюты. Поскольку инвесторы восприняли молчание главы банка в качестве приглашения к ее приобретению.

В-четвертых, не слишком ли рано сворачивать количественно смягчение? Так, есть определенные причины для того, чтобы подождать. Инфляция слишком слаба, а Федеральная резервная система еще не предложила собственный курс, который скажется на процентной ставке евро. Поэтому маловероятным является детальный план сворачивания количественного смягчения, прежде всего потому, что инвесторов не подготовили. Тем не менее налицо ранние сигналы роста нынешней инфляции, поэтому многие аналитики ожидают, что ЕЦБ пошлет осторожный сигнал 7 сентября о том, что количественное смягчение будет постепенно производиться в следующем году.

Наконец, немаловажен вопрос о том, как долго еще будет действовать количественное смягчение. После двух с половиной лет ограничения на то, какие активы подлежат скупке ЕЦБ, могут иметь привести к негативным последствиям, если смягчение будет продлено до 2018 года. Для избежения таких последствий ЕЦБ необходимо расширить перечень подлежащих выкупу активов, хотя такой шаг и будет сопряжен с политическим риском. Вместо него, Драги может предложить ЕЦБ переход а более гибкую программу в рамках существующих правил.