Китай предоставит грант в 1,5 млрд юаней (13,3 млрд рублей) Таджикистану на строительство новых комплексов правительства и парламента в рамках подписанного в Пекине соглашения между правительствами республики Таджикистан и Китайской Народной республики о техническом и экономическом сотрудничестве по выделению безвозвратной помощи. Об этом сегодня, 5 сентября, сообщает ИА «Азия-Плюс» со ссылкой на источник в таджикском правительстве.

Кроме того, как сообщалось ранее, в итоге визита Эмомали Рахмона в Пекин, стороны договорились о предоставлении Таджикистану 79 млн долларов (4,56 млрд рублей) льготного кредита на реконструкцию высоковольтной 500-киловольтной линии электропередачи районов республиканского подчинения. Всего в Пекине было подписано 24 документа.

Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между министерством экономического развития и торговли Таджикистана и министерством коммерции КНР о технико-экономическом обосновании проектов по строительству новых зданий парламента и правительства в Душанбе, который был подписан 1 мая 2017 года, нижняя палата таджикского парламента ратифицировала 23 августа. Причем на заседании отмечалось, что на подписании этого документа настаивала именно китайская сторона.

На тот момент было известно, что здание парламентского комплекса займет более 42 тыс. кв. метров, а здание правительства — 44 тыс. кв. метра. Правда, их проекты еще не утверждены. Для строительства комплексов Китай намерен привезти собственную строительную технику, материалы и специалистов.

Наблюдатели в Таджикистане стали высказывать свои сомнения относительно разумности трат на возведение роскошных зданий в таджикской столице в сегодняшних традиционно сложных экономических условиях. Однако в июле 2017 года председатель комитета по архитектуре и строительству при правительстве Таджикистана Джамшед Ахмадзода дал незамысловатый ответ, который объясняет многое, в том числе и логику принимаемых в стране решений:

«Это грантовые средства. Сказали «стройте, мы вам предоставим средства». Ну, и слава Богу! Нам дают деньги на безвозмездной основе. Наши граждане будут трудоустроены. У нас договоренности, что если даже комплексы будут строить китайские компании, 80% рабочих будут граждане Таджикистана. Это же хорошо. Наша столица будет благоустроена, появятся два новых комплекса. Сегодня нам дают, и мы должны это использовать», рассказал он.

Экономическое присутствие Китая в Таджикистане сложно переоценить. Даже по последним официальным данным — за первый квартал 2017 года — Пекин признан лидером по предоставлению прямых инвестиций, вложенных в Таджикскую экономику. За этот период, по подсчетам Госкомитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Таджикистана, общий размер накопленных прямых инвестиций Китая составил 58,2% (76,6 млн долларов) от всего объема иностранных вливаний.

В Таджикистане Китай держит первенство и в другом «соревновании» — за звание главного кредитора. Душанбе уже задолжал Пекину около 1,2 млрд долларов.

Китайские интересы распространяются практически на все сферы экономики Таджикистана: аграрная промышленность, автомобильные и железные дороги, энергетика, добыча полезных ископаемых, в том числе золота и редкоземельных металлов, производство (в частности, цемента) и транзит газа.

Пекин нередко участвует и в строительстве различных объектов в Таджикистане на разных условиях. Один из последних недвижимых китайских подарков Душанбе — Дом офицеров министерства обороны, который был сдан в эксплуатацию 5 мая 2016 года. На безвозмездное строительство пятиэтажного здания Китай выложил 19 млн долларов. В новом здании есть все — и различные центры обслуживания, и рабочие кабинеты, и места для проведения досуга, и даже китайская гостиница на 20 номеров для проживания четырех десятков гостей.

Учитывая не озвучиваемые условия выделения такого внушительного подарка (сумма гранта сравнима с общей задолженностью таджикистанцев за потребленное электричество) невольно напрашивается вопрос — для скольких «дарителей» и в каком их качестве заготовлены места в новых комплексов правительства и парламента Таджикистана?