Первый климатический форум городов России так и не смог решить задачу централизованного обсуждения условий Парижского соглашения. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 29 августа заявил руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко на круглом столе, посвящённом обсуждению итогов Первого климатического форума городов России, который прошёл в Москве 21−22 августа.

«Не было централизованного обсуждения Парижского обсуждения. Оно было размазано по нескольким повесткам и проходило время от времени, эпизодически. А это вещь, которую надо серьёзно обсуждать. В последнее время не было серьёзных мероприятий, на которых обсуждались Парижские соглашения», — заявил Рогинко.

По его словам, площадка не оказалась сфокусирована на рисках, проблемах и механизмы имплементации соглашения. Между тем, оно сохраняет большую неопределённость и допускает множество экономических угроз для России. В частности, указал Рогинко, до сих пор не до конца понятно, как будет работать новый рыночный механизм Парижского соглашения.

«Там, по большому счёту, идут очень серьёзные конфликты, очень серьёзный разброс интересов. И шансов на то, что к 2018 году эти механизмы заработают — никаких. В лучшем случае смогут скроить к концу 2018 года, только потому что в Марракеше потребовали, к концу 2018 года все модальности должны быть скроены и всё должно быть утверждено», — указал он.

При этом многие признают: даже если Парижское соглашение будет добросовестно выполнено всеми участниками, вероятность того, что оно позволит остановить рост глобальной температуры, весьма невысока.

В этой связи страны-участники соглашения уже рассматривают возможность дополнительных мер — форсированный пересмотр национальных обязательств по сокращению выборов не с 2023 года (через пять лет после вступления Парижского соглашения в силу), а уже с начала 2018 года — при этом на 30−35%.

Ранее министр природных ресурсов Сергей Донской заявлял, что в рамках действующего проекта соглашения рисков для России фактически нет: с учётом поглотительной способности лесов страна сможет выполнить все обязательства по соглашению, а без учёта их — немного не доберёт.

В связи с этим Россию обвиняли, что взяв на себя обязательства в 75% от индекса 1990 года, Москва де-факто никаких обязательств по сокращению не брала. Однако теперь всё может измениться — если добавить новые сокращения на 30−35%, то разрыв уже получается значительным.

«Мы получаем, что все должны будут сократиться ещё на 33% — с 60 то 40 млрд тонн выбросов. А поскольку мы и так сокращаемся на 30%, а потом ещё больше, то получим мы где-то 48% по отношению к уровню 1990 года. Сейчас выбросы уже где-то порядка 58−60%. Речь идёт о сокращении», — пояснил Рогинко.

По его словам, в связи с этим в 2018 году в рамках Парижского соглашения планируется начать так называемый «стимулирующий диалог».

«Формально это не переговорный процесс. Но грань между этими понятиями очень тонкая и по большому счёту это будет обсуждаться. Вообще диалог на этот счёт намечен на следующий год. Но нужно внимательно смотреть, что будет в этом году. Там будут определены рамки, форматы, правила проведения этого диалога. Надо смотреть, в какую игру мы играем», — подчеркнул эксперт.

21−22 августа в России прошёл Первый климатический форум городов России. Работа Форума проходила два дня параллельно на семи площадках, на которых в общей сложности выступили больше 200 российских и зарубежных экспертов, политиков, чиновников, представителей бизнеса и экологических организаций. Согласия между выступающими не было ни по одному вопросу и проблеме, связанных с подготовкой России к ратификации Парижского соглашения.