Новый закон о запрете перевозки детей на автобусах старше 10 лет будет сложно реализовать на практике, считает заместитель генерального директора Мосгортура Дмитрий Сорокин. Как он заявил корреспонденту ИА REGNUM, найден более эффективный способ транспортировки школьников — это аэроэкспрессы, которые сделают процесс перевозки более выгодным с финансовой точки зрения и заметно более высоким по комфорту.

Так, в случае с аэроэкспрессами нужно платить за фактическое количество детей, отправляющихся на отдых. С автобусами ситуация иная, ведь заранее нельзя предсказать точно, сколько детей прибудет на отправку и сколько после всех процедур будет допущено к отдыху.

«Если у нас в планах заявка на 400 человек, то мы должны заказать 8−9 автобусов. А потом получается, что кто-то не приехал, а кого-то по определенным причинам не допустили, и мы платим за пустые автобусы. По статистике у нас в среднем 2−3 автобуса уезжают обратно на базу. Но мы всё равно их оплачиваем. В случае с аэроэкспрессами мы платим поголовно за каждого ребенка, который точно отправляется на отдых. Получается, что визуально один билет на аэроэкспресс как бы стоит дороже, но, если посмотреть глобально, то такая отправка позволяет сэкономить», — заявил Сорокин.

В стоимость автобусной перевозки детей на экскурсию закладывается минимальное количество часов. Два часа уходит на то, чтобы подать машину в начале и собрать детей в конце, и еще четыре часа — на поездку и ожидание. Один час стоит полторы тысячи рублей, то есть самая минимальная цена за один автобус выходит девять тысяч рублей, и это еще считается очень дешево, пояснил он.

По мнению Сорокина, с внедрением аэроэкспрессов помимо существенной разницы в комфорте появляется четкое понимание временных затрат на путь и возможности организации отправки на вокзале. В результате процесс отправки становится более четким и структурированным.

«У нас имеется большое огороженное крытое помещение с туалетами, а по периметру дежурят сотрудники полиции, также организуется сопровождение при посадке в специальные вагоны, где едут только наши дети и которые имеют дополнительную охрану. Ну и, конечно, в аэроэкспрессах детей не укачивает и там есть туалеты. Согласитесь, в случае с автобусами о таких условиях говорить не приходится. Так что это пока наиболее оптимальный и удобный способ перевозки детей», — считает Сорокин.

По его мнению, идея закона о замене старого автобусного парка в целом положительна, так как позволяет обеспечить высокий уровень безопасности перевозок. При этом появляются сложности с точки зрении реализации, так как автобусов моложе 10 лет пока не так много.

«Если мы посмотрим на регионы, то там таких машин практически нет. И вот это уже проблема. Получается, если закон вступит в силу, то детей просто не на чем будет возить. Не будет автобусов для этого», — подчеркнул он.

Одним из вариантов решения проблемы Дмитрий Сорокин видит создание государственной компании, которая будет курировать в каждом регионе организацию детских перевозок. Все заявки и оплаты будут проходить через нее, включая взаимодействие с транспортными службами. В таком случае коррупционный вопрос должен решиться сам собой, так как инспектор будет иметь дело уже не с частной компанией, а с государством, уверен он.

Также есть вариант с созданием специальных условий для компаний на покупку новых автобусов, потому что сейчас бизнес, на взгляд Сорокина, не заинтересован в закупке автобусов именно под перевозку детей, и они могут не окупиться.

«То есть что-то должно кардинально измениться, чтобы в первую очередь проснулся интерес у бизнеса. Иначе мы попадем в железные тиски, из которых не будет выхода. На данный момент не создано еще ни одного инструмента, который позволял бы в каждом регионе России осуществлять детские перевозки без нарушений по новому закону. Поэтому его и переносят каждый раз. Можно спрогнозировать, что и 1 января 2018 года вступление запрета в силу будет также перенесено еще на полгода. И так до тех пор, пока не будут созданы возможности для его реализации», — считает Сорокин.

Говоря о самом процессе автобусных перевозок, заместитель гендиректора Мосгортура отметил, что это невероятно сложный и забюрократизированный процесс. Автобусы должны досмотреть, допустить к рейсу и сопроводить. Часто на этих этапах перевозчик сталкивается с коррупцией, потому что есть много формальных поводов не пропустить автобус. Например, всю машину могут забраковать из-за того, что, по мнению инспектора, на одном кресле недостаточное напряжение ремня безопасности. В этом случае автобус снимается с рейса даже при том, что на этом месте вообще никто сидеть не будет. Перевозчику приходится дополнительно платить, чтобы этого не случилось.

«В результате цена на детскую перевозку в среднем в два раза выше, чем на любую другую! Во многом это происходит потому, что подрядчик сразу закладывает в стоимость такие дополнительные расходы», — пояснил он.

По мнению председателя «Общероссийского объединения пассажиров» Ильи Зотова, инициатива Мосгортура идёт в ногу со временем, помогает школьникам в комфортных условиях добираться до аэропорта и обратно. При этом стоит понимать, что она не решает проблему отсутствия автобусов для детских экскурсий в Москве, а в регионах ситуация ещё хуже.

«Важно, что по данной проблеме уже есть поручение заместителя председателя правительства Мутко, и транспортные компании получат возможность обновить автобусный парк на тех условиях, которые будут озвучены Минпромторгом. При этом предложение Мосгортура о создании единой пассажирской компании, которая будет заниматься детским туризмом, не приведёт к росту качества услуг и возможности выбора для пассажиров, а также данная инициатива приведёт к монополизации рынка», — заявил Зотов.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, в Минтрансе готовят новое предложение о замене автобусного парка сроком эксплуатации свыше 10 лет. Данную инициативу рассматривают по итогам обращения «Общероссийского объединения пассажиров». Отметим, что с 1 января 2018 года вступает в силу запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет, который должен был вступить в силу еще в 2013 году, однако неоднократно откладывался из-за жалоб перевозчиков и туроператоров.