В катастрофе возле хутора Прорвенский Славянского района Краснодарского края виновен не только "Газпром", но и государственные органы, разрешившие размещение скважины в федеральном заказнике "Приазовский".

Согласно информации, полученной корреспондентом ИА REGNUM от представителя Социально-экологического союза Западного Кавказа Андрея Рудомахи, данная экологическая правозащитная организация продолжает расследование обстоятельств аварии, произошедшей 17 февраля 2004 года возле хутора Прорвенский в Славянском районе Краснодарского края.

Напомним, что авария произошла на разведочной скважине №5 "Восточно-Прибрежная", которая разрабатывалась дочерними компаниями ОАО "Газпром" - "Кубаньгазпром" (заказчик) и "Кубаньбургаз" (подрядчик). Вследствие этой аварии произошел колоссальный по мощности и длительности (2 недели) выброс смеси газа и газового конденсата.

По информации того же источника, в ходе расследования стали известны факты, проясняющие, почему вообще эта скважина оказалась в недопустимой близости от населенного пункта (500 м), на территории федерального заказника "Приазовский" и водно-болотных угодий международного значения, охраняемых Рамсарской конвенцией.

Приводим данные факты в изложении Андрея Рудомахи: "Согласно Положению о заказнике "Приазовский" на территории заказника не допускаются геологоразведочные изыскания и добыча полезных ископаемых. В Положении "О водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протока, имеющих международное значение", также сказано, что в их границах "хозяйственная деятельность осуществляется в масштабах, не ведущих к коренным изменениям экологической обстановки и среды обитания", и, что "к основным видам хозяйственной деятельности с потенциально возможным негативным воздействием на водно-болотные угодья международного значения относятся разведка и разработка всех видов полезных ископаемых".

Согласно Санитарным нормам и правилам (СанПиН) "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в период, когда шло согласование проекта, минимальный размер санитарной зоны от скважины до хутора должен был составлять не пятьсот метров, а не менее двух километров. Тем не менее, различные государственные органы, "не замечая" этих обстоятельств, согласовали размещение в заказнике и в недопустимой близости от хутора Прорвенский этой разведочной скважины.

Одной из точек отсчета этой ситуации является тот факт, что 31 мая 2001 года "Кубаньгазпром" получил лицензию №КРД 11544 НР на право пользования недрами в пределах Прибрежно-Новотитаровского участка общей площадью 4272 квадратных километра. Согласно этой лицензии "Кубаньгазпром" имеет право вести разведку и добычу газа и нефти практически на всей территории заказника "Приазовский". Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Краснодарскому краю, которое является основным государственным органом, ответственным за обеспечение охраны водно-болотных угодий международного значения на территории Краснодарского края, не имело права по закону выдать эту лицензию, а Управление Северо-Кавказского округа Госгортехнадзора ее утвердить. И, тем не менее, они это сделали. Далее Каневское газопромысловое управление "Кубаньгазпрома" 6 ноября 2002 года просит Администрацию города Славянска и Славянского района выдать разрешение на размещение той самой скважины №5 "Восточно-Прибрежная" возле хутора Прорвенский.

20 января 2003 года был составлен акт выбора земельного участка под скважину №5 "Восточно-Прибрежная". В этом акте есть один чрезвычайно важный момент. Комиссия, в которую входили представители различных государственных организаций, рекомендует к утверждению размещение скважины по варианту №2, при котором она будет расположена на расстоянии 1 километра от хутора Прорвенский. Комиссия, согласно этому акту, посчитала неприемлемым более предпочтительное для "Кубаньгазпрома" размещение скважины по варианту №1, при котором расстояние от нее до хутора будет 700 метров "из-за более близкого расположения скважины к населенному пункту". Тем не менее, скважина была размещена по варианту №1, расстояние от скважины до хутора при котором, на самом деле, еще меньше - не 700, а около 500 метров. (Прозвучавшая ранее в СМИ и сообщениях Независимой Экологической Вахты по Северному Кавказу информация о том, что расстояние между хутором и скважиной равно 300 метрам, была не точной.)

18 февраля 2003 года отвод земельного участка под скважину №5 "Восточно-Прибрежная" был согласован "Центром госсанэпиднадзора в Краснодарском крае". В то время действовал нормативный документ СанПиН 2.2.1-2.1.1.567-96, согласно которому санитарно-защитная зона от населенных пунктов до "предприятий по добыче природного газа" должна была быть не менее двух километров.

После этого прошла государственная экологическая экспертиза места выбора площадки под скважину, проведенная Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Краснодарскому краю, выдавшая, положительное экспертное заключение.

Весной 2003 года компания "Кубаньбургаз" приступила к работам по обустройству скважины. Летом 2003 года началось бурение скважины. А согласование "будущих строительных работ" еще не было закончено.

25 июня 2003 года Управление Северо-Кавказского округа Госгортехнадзора выдало "Кубаньгазпрому" горноотводной акт к лицензии на пользование недрами в границах Восточно-Прибрежного месторождения, а 8 июля согласовало рабочий проект на строительство разведочной скважины #5. Тогда же в июле 2003 года это управление утвердило экспертизу промышленной безопасности по данному проекту, выполненную ООО "Стройэксперт".

19 сентября Администрация города Славянск и Славянского района издала Постановление №1943, которым предоставила участок под скважину №5 в аренду.

Только 17 декабря 2003 года, когда бурение скважины глубиной более трех километров уже заканчивалось, вышло заключение государственной экологической экспертизы по рабочему проекту "Строительство разведочной скважины №5 на площади "Восточно-Прибрежная". Экспертизу проводило Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Краснодарскому краю. В этом заключении скважина на бумаге "оказалась" на расстоянии одного километра от Прорвенского. К тому времени уже действовал принятый летом 2003 года новый СанПиН 2.2.1-2.1.1.1200-03, согласно которому минимальное расстояние санитарно-защитной зоны от населенных пунктов до "предприятий по добыче природного газа" уменьшилось в два раза - с двух до одного километра. На его основании заключение экспертизы утверждает, что "в пределах санитарно-защитной зоны селетебные территории отсутствуют". В экспертизе не отражен такой факт, что скважина будет расположена на территории водно-болотных угодий международного значения, что режим этих угодий и режим заказника "Приазовский" не допускают ведение на их территории такого рода деятельности.

Сейчас, после того, как авария на скважине случилась и произошедшая в ее результате катастрофа нанесла людям и природе колоссальный ущерб, экспертизу относительно нанесенного ущерба и причин, приведших к катастрофе, готовят Управление природных ресурсов, краевой центр госсанэпиднадзора и Управление Северо-Кавказского округа Госгортехнадзора. Те же самые организации, что упоминались выше, и при содействии которых стало возможным незаконное размещение скважины на особо охраняемой природной территории возле населенного пункта".