Родился 5.1.1958 на эстонском острове Вормси. Женат, 2 сына и дочь. Партийная принадлежность: 1995-1999 - Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ), 2000-2002 - Русско-Балтийская партия Эстонии, с 2002 - Реформистская партия. Образование: 1976-1982 - Таллинский политехнический институт, 1988-1992 - Петербургский институт государственного и муниципального управления. Карьера: 1982-1984 - старший инженер Министерства строительства ЭССР, 1984-1985 - инструктор Таллинского горкома ВЛКСМ, 1985-1988 - инструктор ЦК ВЛКСМ Эстонии, 1989-1990 - инструктор ЦК КПЭ, 1990-1991 - зампредседателя Таллинской организации объединения "Знание", 1991-1993 - директор АО "Агама", 1993-1995 - сотрудник проекта "Темпус" Таллинского педагогического университета, 1995-1999 - депутат Рийгикогу VIII созыва, 1999-2003 - депутат Рийгикогу IX созыва, с 2003 - депутат Рийгикогу X созыва. Председатель таллинского Русского музея с 2001. Владеет русским, эстонским и английским языками. В прошедший вторник состоялась встреча эстонских парламентариев из группы "Эстония-Россия" с послом РФ в Таллине Константином Проваловым. По чьей инициативе состоялась эта встреча?

Встреча состоялась по инициативе нашей парламентской группы. Наша группа собирается каждый месяц для встреч с политиками, экспертами и дипломатами. Осенью депутаты из нашей группы совершили ознакомительную поезду по эстонско-российской границе (с эстонской стороны) от Нарвы до самой южной точки этой границы. Встречались с местными людьми, представителями местных самоуправлений, посетили все основные пункты перехода через границу. На основе этой поездки мы составили информационную записку, которую передали в комиссию по иностранным делам Рийгикогу, а для того, чтобы выяснить точку зрения России на перспективы развития наших отношений, решили встретиться с послом РФ.

Какой круг вопросов обсуждался?

Мы просили рассказать Константина Константиновича как представителя России в Эстонии о внешней политике России в новой ситуации, когда сменилось правительство РФ и руководство российского МИДа. Правда, встреча продолжалась всего час, и естественно, все горячие темы обсудить было невозможно. Мы, как парламентарии, в отличие от дипломатов, более свободны в выражении своего мнения. Мы достаточно откровенно сказали послу об озабоченности состоянием нынешних отношений между Эстонией и Россией. Кроме того, посол мог судить и о различных подходах, существующих в Рийгикогу по поводу отношений с Россией - так как в нашу группу входят представители разных политических сил из всех 6 партийных фракций, представленных в парламенте.

На встрече с послом мы говорили о тех проблемах, которые сейчас реально существуют. На некоторые вопросы Провалов не смог ответить. Например, о том, когда все же вернутся в Эстонию президентские регалии первого президента Эстонии Константина Пятса. Они до сих пор находятся в России, хотя уже несколько лет назад российская сторона обещала их вернуть. Бывший сопредседатель межправительственной комиссии "Россия-Эстония" Валентина Матвиенко тоже не видела препятствий для этого, но все усилия уходят куда-то в песок. А ведь для Эстонии возвращение президентский регалий стало бы символичным и важным жестом доброй воли со стороны России.

Или, например, недавно без каких-либо видимых причин власти Псковской области стали требовать самую настоящую дань со всех, кто едет по трассе со стороны Эстонии. Тоже ведь не способствует установлению добрососедских отношений. Вроде бы местная незаконная инициатива, но об этом известно в МИДе России - и никакой реакции. Мы считает это совершенно ненормальной ситуацией.

Регалии президента Эстонии вещь, конечно, важная, но существуют и гораздо более важные проблемы. Например, в связи с расширением Евросоюза Россия заявила, что не хочет автоматически распространять Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС на новых членов Евросоюза.

Да, вопрос о регалиях, конечно, не мировая проблема, но очень важно для Эстонии как признание того, что было в истории наших стран. Мы понимаем, что вступление в ЕС новых членов, в том числе Эстонии создает новую ситуацию. Закономерно, что Россию беспокоят, в частности, квоты на российские товары. Обо всем этом нужно договариваться. Но решать все нужно цивилизованно, а не так, что "мы не хотим - и все". А так обеспокоенность России своими интересами нам вполне понятно.

Большинство российских "14 пунктов" действительно носят экономический характер. Но один из них касается гуманитарных проблем - и именно в нем упоминаются Латвия и Эстония. Претензии касаются того, что эти страны не выполняют европейские нормы защиты национальных меньшинств - в данном случае русскоязычного населения. С послом Проваловым об этом был разговор?

В самом начале встречи, когда господин Провалов стал предлагать свое видение проблемы, он подчеркнул, что у российской стороны есть серьезная обеспокоенность положением русскоязычного населения. Что ж, Россия имеет право на свою точку зрения. Встреча носила характер обмена информацией, поэтому особой дискуссии по обсуждаемым проблемам не возникало. Мы не ставили целью вести дискуссии. Тем более что в различных парламентских фракциях у нас позиции по этому вопросу разные. Я могу высказать только свою точку зрения: в Эстонии есть проблемы в этой области. Темпы натурализации меня как политика не удовлетворяют. Тем более теперь, когда мы вступаем под зонтик ЕС и НАТО, нам ничего с этой стороны не грозит. Раньше ведь эстонские политики боялись, что высокие темпы натурализации изменят наши политические реалии. В ЕС, думаю, эти опасения пройдут. Мы должны сделать все, чтобы лиц без гражданства в Эстонии не было.

По-моему напряженность в отношениях между Россией и Эстонией в последнее время возросла. В чем тут дело, и обсуждалась ли эта ситуация в парламентской группе "Эстония-Россия"?

У нас в Рийгикогу есть постоянная комиссия по иностранным делам. Группа таковой комиссией не является - это добровольное объединения парламентариев которые хотят способствовать развитию эстонско-российских отношений. Поэтому главное для нас - встречи с российскими политиками и аналитиками. На встрече с Проваловым мы подняли вопрос о разных информационных полях. В России неадекватное информационное поле. Что происходит в Эстонии - на самом деле в России не знают. И в Эстонии идет односторонняя информация о развитии России. Более того, здесь, в Эстонии различные трактовки развития России у эстонских газет и газет на русском языке. Не скажу, что диаметрально противоположные, но различные. В эстонских газетах развитие России трактуется как путь к авторитаризму, как нарастание угрозы с востока.

В вопросе о разных информационных полях была видна взаимная озабоченность обоих сторон - и Провалова, и эстонских депутатов. Именно поэтому российские и эстонские парламентарии и политики тем более должны больше лично общаться. А у нас уже несколько лет не было таких официальных встреч между парламентариями - по-моему, с 1998 года. И наши парламентские комитеты тоже не встречались. У нас было такое желание - все зависело от российской стороне. Но была негласная установка - не встречаться - то под предлогом проблемы православия, то под предлогом проблемы гражданства.

Негласная установка из Кремля?

Негласная установка в Госдуме, а откуда она там взялась - мне трудно сказать. Посещали Россию только отдельные наши депутаты - как и российские приезжали к нам. Но это не есть работа в рамках межпарламентского сотрудничества. Учитывая, что последние годы не работает и межправительственная комиссия "Россия-Эстония", картина получается печальная. Ее заседания постоянно откладывались по просьбам российской стороны.

Чем же все-таки занималась ваша парламентская группа "Эстония-Россия" все последние годы?

Такая форма работы принята во всех европейских странах. Группы официально зарегистрирована в парламенте и собирается по инициативе своих членов. У нас каждый месяц происходят мероприятия - мы хотим топить лед непонимания в российско-эстонских отношениях. Это и народная дипломатия, и группа давления, это информация. Нельзя сказать, что мы мало общаемся с российскими коллегами. В Страсбурге на сессиях ПАСЕ мы постоянно с ними контактируем. И личные отношения у нас хорошие. Но когда речь заходит о национальных интересах, то возникают проблемы. Значит уровень отношений еще низок. У нас отсутствует правовая база развития отношений.

Старая Госдума не хотела с нами серьезно общаться 4 года - а мы не можем все делать односторонне. Эстония не хочет и не может лезть в великие державы и попытаться достичь такого же уровня влияния, как Россия Но мы хотим разговаривать на равных как это происходит, например, между странами трансатлантического содружества.

Какие ближайшие перспективы межпарламентского сотрудничества с Россией?

В середине апреля 2004 в Москву поедет комиссия Рийгикогу по иностранным делам. И это благодаря нашей настойчивости. В прошлый состав Госдумы я направлял множество писем о необходимости встреч, о необходимости совместной работы комитетов по экономическим, социальным, образовательным вопросам. Селезневу писал, председателям думских комитетов и фракций. К сожалению, никакого ответа я так и не получил. И это показатель. Но будем надеяться на лучшее. Эстонско-российская группа Рийгикогу надеется поехать с официальным визитом в Москву этой осенью.

Вы стояли у истоков русской политики в Эстонии. Сейчас ни одной "русской" партии в парламенте нет. Есть ли у этих партий, например у ОНПЭ, какие-то перспективы?

Во-первых, я считаю, что русская политика в Эстонии существует: русские политики работают в эстонских партиях. В нашей Реформистской партии есть Русская фракция, которая занимается, в частности, специфическими вопросами русскоязычного населения: гражданством, образованием, культурой - всем тем, что создает равные возможности для людей. Русские политики активно работают и в других эстонских партиях. Этап многочисленных "русских партий" закончился - и это можно было предвидеть много лет назад. Оторванным от власти и общей политической системы, на одних протестных декларациях прожить невозможно. Нужно реально участвовать в политике. Это можно делать только работая с эстонскими политиками. Убеждая их, показывая своим примером, что мы хотим строить общество комфортное и для эстонцев и для русских. Я сейчас не вижу в русском политическом спектре сил, которые могут влиять на политику. Они не представлены в парламенте и практически не определяют политику даже на уровне местных самоуправлений. Высказывания ряда политиков из остатков русских партий о создании некоей Европейской балтийской лиги русских показывают их совершенно неадекватное понятие о том, что такое политика и как на нее можно влиять. Не имея в Эстонии никакой политической субъектности создавать какие-то европейские органы - это просто мыльный пузырь.

Когда три балтийские страны вступят в Евросоюз, русские станут самой большой этнической группой, представленной в ЕС от региона Балтии. Парадокс, если она не будет иметь своего представительства в Европарламенте. Русские из Эстонии в Европарламенте могут появиться?

Могут - через эстонские партии.

ОНПЭ тоже заявила об участии в июньских евровыборах. У них есть шансы?

Не вижу здесь ни практического, ни теоретического шанса. Что касается их лозунга объединить всех русских Балтии, то она стара как мир. Объединять можно политические силы, которые что-то из себя представляют. Если этого нет, то ничего не получиться, энергия тратиться на пшик. Мы ведь сотрудничаем с русскими депутатами из других Балтийских стран на Балтийской ассамблее. У меня постоянные контакты с русскими депутатам из Латвии происходят и в Страсбурге на сессиях ПАСЕ, и на различных конференциях. Мы обмениваемся информацией, мы помогаем друг другу. На самом деле это то, он чем только мечтают люди, которые реально в политике сейчас не участвуют. Самое главное: мы должны что-то представлять из себя в своей стране. За душой должны быть политический багаж, влияние и идеи.

Вы будете участвовать в выборах в Европарламент

У нас пройдут демократические внутрипартийные выборы, на которых будет выбрано 12 кандидатов от реформистcкой партии. Я, видимо, тоже буду участвовать, и надеюсь получить поддержку многих своих соратников по партии. Наличие русских в Европарламенте было бы хорошо для сбалансированности политики Эстонии на европейском уровне: чтобы были представлены и интересы русскоязычного населения.