Эксперты телекоммуникационной отрасли полагают, что возможная блокировка в России мессенджера Telegram не поможет спецслужбам в борьбе с терроризмом. Вместе с тем они считают, что у государства есть другой способ достичь поставленной им цели, передает корреспондент ИА REGNUM.

PublicDomainPictures
Карты

Как сообщалось, представители ФСБ в понедельник, 26 июня, заявили об активном использовании террористами мессенджера Telegram. В частности, этим видом связи, по данным ФСБ, пользовались организаторы и исполнители теракта в петербургском метро 3 апреля.

«Наиболее активно членами международных террористических организаций на территории РФ используется мессенджер Telegram, предоставляющий террористам возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования передаваемой информации», — заявили в Центре общественных связей ФСБ.

Читайте также: ФСБ назвала самый «популярный» мессенджер у террористов в РФ

Роскомнадзор на прошлой неделе вновь призвал создателя Telegram Павла Дурова предоставить российскому государству информацию, необходимую для внесения мессенджера в «реестр распространителей информации». Глава ведомства Александр Жаров заявил, что в случае неисполнения Telegram этого требования работа мессенджера на территории России может быть заблокирована.

Читайте также: Глава Роскомнадзора: Время до блокировки Telegram «исчисляется днями»

Павел Дуров отказывается выполнять эти требования. По его мнению, требования Роскомнадзора нарушают конституционное право на тайну переписки. Дуров заявил, что террористы могут использовать любой мессенджер, и «чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет». «В 2017 году обмен секретной информацией построен на оконечном шифровании, к которому у владельцев мессенджеров нет и не может быть «ключей для дешифрации», — добавил Дуров.

Читайте также: Павел Дуров разъяснил Роскомнадзору, как победить терроризм в интернете

Глава агентства «РусТелеком» Юрий Брюквин отмечает: большинство участников рынка полагают, что у спецслужб есть возможность доступа к перепискам в Telegram, но нет доступа к архиву и персональным данным пользователей. По словам эксперта, Дуров вряд ли согласится на требования Роскомнадзора, поскольку граждане России в общем числе пользователей мессенджера составляют не более 1−2%.

Для любой компании отрасли, отмечает Брюквин, подобная шумиха (возможный запрет деятельности в том или ином государстве за отказ предоставить персональные данные пользователей) не только не вредит, но и может быть использована в пиар-целях («мы не раскрываем ваших данных даже по требованию государства»).

В свою очередь глава агентства Telecomdaily Денис Кусков полагает, что у российского государства, которое борется с терроризмом, и Павла Дурова, который развивает свою компанию, нет непреодолимых противоречий. Террористы не используют только и исключительно Telegram, поскольку сам мессенджер — это лишь программное обеспечение, которое не будет работать, если в смартфоне нет сим-карты.

По словам эксперта, вопрос, который должны задать себе российские власти — это вопрос о том, почему, вопреки принятым законам, сим-карты в России можно купить на любом вокзале, и почему сотрудники правоохранительных органов смотрят на это сквозь пальцы.

Читайте также: В РФ меняется порядок продажи сим-карт