Объем закупок в электронном формате 2016 году составил 98%, что на 26% больше, чем в 2015 году. Условная экономия составила порядка 130 млрд тенге (23,47 млрд рублей), что почти в три раза больше, чем в 2015 году — тогда условная экономия была оценена в 43 млрд тенге (7,76 млрд рублей). Такие сведения представил министр финансов Республики Казахстан Бахыт Султанов, сегодня, 20 июня, на очередном заседании правительства Республики Казахстан

«Полная автоматизация системы государственных закупок привела к созданию электронного камерального контроля. Теперь он осуществляется без посещения объекта в онлайн-режиме, посредством веб-портала. Указанные меры позволили увеличить почти в 4 раза среднее количество участников на 1 конкурс — с одного-двух до четырех и в 3 раза увеличить экономию по конкурсам», — отметил он.

По словам министра, наиболее проблематичным является вопрос большой доли закупок из одного источника.

«В 2014 году доля таких госзакупок составляла 79%, в 2015 — 75%, в 2016 — уже 69%. То есть некоторая динамика на улучшение есть, но при этом из указанных 69% закупок, это примерно 1,6 трлн тенге (288,81 млрд рублей) из одного источника», — доложил министр финансов.

Он уточнил, что из этой суммы 880 млрд тенге (158,84 млрд рублей) приходится на закупки по основаниям, предусмотренным законом «О государственных закупках», а 744 млрд тенге (134,3 млрд рублей) — это закупки из одного источника, выбранного по результатам несостоявшегося конкурса. Бахыт Султанов подчеркнул, что именно этот вид содержит наибольшие коррупционные риски. Он также отметил, что основная доля несостоявшихся конкурсов, а это около 80%, приходится на работы, связанные со строительством. В суммарном выражении это получается, порядка 595,2 млрд тенге (107,44 млрд рублей).

Как пояснил министр, несмотря на высокую конкурентную среду в закупках в сфере строительства, в среднем количество участников на один такой конкурс составляет 7−8 компаний. Анализ причин массовых отклонений заявок в министерстве финансов показал, что они связаны с проектно-сметной документацией. Министерство предлагает упростить требования к участникам и сделать упор на положительный опыт и репутацию, а также на коэффициент налоговой нагрузки.

Как отметил министр, еще одной проблемной является низкий уровень квалификации большинства участников закупок. Решение проблемы чиновник видит в широком использовании института предварительного квалификационного отбора. Как проинформировал Бахыт Султанов, уже есть наработанный опыт пилотном режиме: предквалификационный отбор формируется в закупках АО «Самрук-Казына».

Султанов также рассказал о мерах поддержки отечественных производителей, разработанных Минфином совместно с Министерством по инвестициям и развитию и НПП «Атамекен». В частности в рамках развития системы централизованных закупок расширен перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых через единого организатора — Комитет по государственным закупкам. Кроме того, разработан законопроект, предусматривающий возможность объединения мелких закупок в один крупный лот. Это позволит единому организатору по заявкам заказчиков формировать лоты по отраслевой принадлежности, что в свою очередь позволит стандартизировать закупки.

В рамках законопроекта министерство сможет определять для заказчиков способы закупок.

«Это позволит обязать уже заказчиков закупать такую продукцию (мебель и продукцию легкой промышленности) только через конкурс с предквалификационным отбором. При этом главным критерием прохождения такого отбора будет являться наличие производственной базы, что дает как раз больше возможностей для производителей», — подчеркнул Бахыт Султанов.

Министр также сообщил, что правительством планируется внедрить единую систему закупок по принципу централизованной службы, а также кардинальный пересмотр подходов по проведению закупок в квазигосударственном секторе, сфере естественных монополии и недропользователей.

На областном уровне единым закупщиком станут действующие управления госзакупок при областных администрациях, на районном уровне — вновь созданные отделы госзакупок при районных администрациях, либо эти функции будут возложены на существующие отделы. При этом перечни товаров, работ, услуг для всех вышеперечисленных уровней будут определяться Министерством финансов на основе результатов анализа закупаемых товаров.

По закупкам квазигосударственного сектора ведомством предлагается закрепить три ключевых момента. Первое — это установление единых правил закупок для всех субъектов квазигоссектора, в том числе национальных холдингов АО «Самрук-Казына», АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «Казагро». Второе — закрепление подконтрольности государству закупок квазигосударственного сектора. Третье — установление ответственности работников квазигосударственного сектора за нарушения правил закупок через административное и коррупционное законодательство.

«При этом очень важно понимать, что никто не собирается возвращать в лоно государства или в орбиту Закона «О государственных закупках» регулирование закупок квазигосударственного сектора. Вот это является краеугольным вопросом в споре с представителями квазигоссектора. Для закупок этого сектора будут разработаны специальные отдельные правила», — подчеркнул министр.

Он пояснил, что правила должны быть едиными для обеспечения удобства предпринимателей, они будут существенно отличаться от государственных закупок и будут более гибкими.

Председателя правления АО «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев, присутствовавший на заседании, высказал свою точку зрения по вводимым новшествам:

«Закупки квазигосударственного сектора предлагается загнать под контроль Министерства финансов. Нам кажется, что в преддверии IPO это может негативную роль сыграть при оценке нашей компании. Закупки относятся к операционной деятельности компании, и инвесторы будут достаточно чувствительны к тому, что закупки коммерческих организаций регулируются государственным органом», — сказал он и предложил регулирование данных правил решениями совета директоров национальных компаний.

Шукеев также сообщил, что результаты пилотного проекта по предварительному квалификационному отбору позволили сэкономить средства в размере 422 млн тенге (76,17 млн рублей); действовавшие в правилах закупок фонда преференции позволили довести местное содержание с 50% в 2010 году до 74% в 2016 году; объем долгосрочных договоров с 2010 года вырос с 69 млрд тенге (12,45 млрд рублей) до 2,1 трлн тенге (379,06 млрд рублей) в 2016 году.

Следующий спикер — председателя Правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов — представил информацию по антидемпингу. Он рассказал, что в сфере вопросов технадзора, строительно-монтажных работ, проектирования идет необоснованный демпинг, который может доходить до 30%. По его словам, это не только ограничивает участие ряда добросовестных компаний, но и несет серьезный риск в плане качества услуг и товаров в строительной сфере. Аблай Мырзаметов сообщил, что в новый законопроект будет внесено предложение по определению порогового значения, которое, по предварительной оценке, может составить порядка 5−8%.

По данным Аблая Мырзахметова, на сегодняшний день из 2,8 трлн тенге (505,42 млрд рублей) планируемых закупок проведено порядка 60,7%, что соответствует сумме в 1,7 трлн тенге (306,86 млрд рублей). Из них на 1 трлн тенге (180,51 млрд рублей) закуплено у единого источника. При этом 50% приходится на долю несостоявшихся конкурсов. По данным председателя правления НПП «Атамекен», почти 250 млрд тенге (45,13 млрд рублей) приходится на долю строительства.

Напомним, в своем послании президент Республики Казахстан поручил правительству Казахстана акцентировать внимание на совершенствовании сферы государственных закупок. В качестве одной из мер он отметил внедрение единой системы госзакупок по принципу централизованной службы. Он также поручил кардинально пересмотреть подходы к проведению закупок в квазигосударственном секторе, сфере естественных монополий и недропользования.

Читайте также: Назарбаев объявил начало «третьей модернизации» в Казахстане

Читайте также: Семь интересных фактов о затратах государственного бюджета Казахстана

Читайте также: Борьба с коррупцией в Казахстане: национальный доклад за 2016 год

Читайте также: Дефицит казахстанского бюджета составил 9,62%

Читайте также: Долги, остатки и дефицит: бюджет Казахстана за 2016 год