В Сейме Литвы появились первые негативные отзывы в связи с участием литовской делегации 13−16 июня в Минске во встрече в рамках Конвенции Эспоо, на которой обсуждается проект БелАЭС. Об этом сегодня, 14 июня, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Член парламентского Комитета по охране окружающей среды Линас Бальсис, который также входит в состав временной парламентской комиссии по координированию действий, касающихся БелАЭС, утверждает, что позиция Литвы, которую на встрече представляет министерство защиты окружающей среды, «очень слабая».

«Литва планирует согласиться с решением секретариата Эспоо создать международную группу экспертов, которая оценивала бы строительство БелАЭС. Такая беззубая позиция Литвы — преступное бездействие. Непонятно, почему министерство охраны окружающей среды не воспользовалось шансом потребовать остановить строительство БелАЭС, потому что другого такого шанса может не представиться — через пару лет, на следующей встрече сторон реактор уже может быть запущен. Экспертная оценка важна, но это второстепенный вопрос, он никак не влияет на строительство. Наш приоритет — остановить все процессы, пока Белоруссия не станет соблюдать международные соглашения, тем более, что в истории Эспоо есть такие примеры», — говорит Бальсис.

В позиции министерства охраны окружающей среды политик видит «неспособность правящих договориться на межведомственном уровне»:

«Министерство иностранных дел на международных мероприятиях придерживается жесткой позиции — требует, чтобы Белоруссия остановила строительные работы по АЭС. Между тем министерство защиты окружающей среды на встрече очень высокого уровня способно всего лишь согласиться с предложением сформировать комиссию экспертов, а ответственный за это вице-министр Мартинас Норбутас, возможно, даже не понимает, что российский концерн «Росатом», который реально финансирует и реализует этот проект, как раз стремится представить всю историю таким образом, словно два соседа — Минск и Вильнюс — почему-то не договариваются, поэтому нужно договариваться, создавать нескончаемые группы экспертов и тому подобное, а между тем работы движутся вперед. С учетом особо низкого уровня культуры безопасности строительной площадки БелАЭС, из-за чего постоянно повторятся различные инциденты, литовские учреждения и главы государства должны придерживаться одной, жесткой позиции — строительный процесс должен быть остановлен. Эта установка на встречах такого уровня должна подниматься в первую очередь».

Член Сейма заявил, что в международной практике уже был случай, когда из-за давления комитета Конвенции Эспоо были остановлены проекты, которые могли оказывать негативное влияние на соседние страны:

«Конфликт Украины и Румынии из-за строительства канала в дельте Дуная между этими двумя странами, очень похож на то, что сейчас происходит между Литвой и Белоруссией из-за БелАЭС. В 2004 году Румыния против Украины инициировала процедуры в связи с несоблюдением природоохранных требований. Комитет Конвенции Эспоо инициировал исследования в связи с негативным трансграничным воздействием проекта на дельту Дуная, которая является уникальной из-за своей флоры и фауны. Исполнительный комитет Конвенции Эспоо в 2008 году констатировал, что Украина не придерживается установок конвенции и под давлением Румынии потребовал у украинского Кабмина немедленно остановить проект (что и было сделано) и возобновить его только в том случае, если Украина докажет, что придерживается установок конвенции, а румынская сторона согласится с этим. Это доказательство того, что международное давление может помочь остановить и процесс строительства БелАЭС. Если представители министерства защиты окружающей среды на международных встречах будут только кивать головами и ничего не требовать, ситуация сама по себе не изменится».