Министр энергетики Украины обещает к 2019 г отказаться от закупки антрацита
Киев, 24 мая, 2017, 20:28 — ИА Регнум. Сегодня, 24 мая, Кабинет министров Украины обсудил подготовленную Министерством энергетики и угольной промышленности концепцию развития угольной отрасли. В частности, готовится решение о возобновлении проверок угольных предприятий на предмет соблюдения требований к условиям труда шахтеров. Об этом сообщает пресс-служба украинского правительства.
Отмечается, что концепцию представил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.
«Главными целями предлагаемых изменений являются: увеличение собственной добычи угля, сведение к нулю зависимости от антрацитовой группы угля, проведение реструктуризации долгов угольных предприятий и достижение безубыточности шахт уже в краткосрочной перспективе с одновременным повышением ответственности руководителей угольных предприятий за соблюдение условий труда шахтеров и ведение финансово-хозяйственной деятельности», — говорится в сообщении.
Также министр Насалик отметил, что к 2019 году Украина прекратит импорт антрацита, заместив его потребление газовой группой углей, которая добывается на отечественных шахтах.
«Если в прошлом году это (потребление антрацита на Украине — прим. ИА REGNUM ) было 10 млн, то сейчас 7 млн тонн. Она полностью замещается углем газовой группы. Нам необходимо увеличение замещения до 3 млн угля в этом году, аналогичное замещение будет в 2018 году и в 2019 году. В 2019 году, можем сказать, мы полностью будем независимы от антрацитовой группы», — прогнозирует Насалик.
В ходе обсуждения высказывались также мнения, что одним из шагов развития отрасли может стать создание государственной компании по управлению угольными предприятиями.
При этом премьер-министр Украины Владимир Гройсман призвал создать Координационный совет по вопросам реформирования и развития угольной отрасли, который возглавит вице-премьер-министр Владимир Кистион.
«У меня только один вопрос. Создание госкомпании несет большие коррупционные риски. Считаю, что нам надо это обсудить отдельно, с общественностью, профсоюзами, экспертной средой. Мы не можем идти тем путем, которым шли всегда», — сказал Гройсман.
По словам Гройсмана, директоров угольных шахт будут сажать в тюрьму за пренебрежение системой безопасности шахтеров.
«Шахта «Степная» (объединения «Львовуголь», где в марте произошел взрыв угольной пыли) должна всех научить. Если руководители шахт будут пренебрегать системой безопасности шахтеров, у нас не будет другого варианта, как сажать их в тюрьму за это. Я бы просил, что здесь мы должны приоритетно к этому относиться», — призвал Гройсман.
Премьер поручил к следующему заседанию правительства подготовить решение о снятии моратория на проведение проверок шахт и продолжить практику ведения усиленного контроля на предприятиях угольной отрасли относительно индивидуальной защиты шахтеров.
«Предлагаю принять решение о снятии моратория. Поручаю внести на следующее заседание правительства акт, который позволит провести проверки. Думаю, что через два-три месяца надо провести проверки», — добавил Гройсман.
Ранее, 23 мая, на заседании управляющего комитета под председательством вице-премьер-министра Кистиона был одобрен проект Энергетической стратегии Украины до 2035 года. Вице-премьер подчеркнул, что согласно европейскому вектору украинской политики, необходимо изменить подходы к формированию энергетической политики, которая должна соответствовать принципам и практике ЕС.
«У нашего государства есть ряд обязательств по нашим международным договоренностям. В частности, необходимо имплементировать Третий энергетический пакет, который предусматривает создание полноценных рынков природного газа, электрической энергии, создать рыночные условия торговли углем», — сказал Кистион.
Он обратил внимание и на то, что согласно общемировым тенденциям, необходимо увеличивать долю «зеленой» энергетики.
«Кроме того, в соответствии с Парижской климатической концепцией и общемировыми тенденциями энергетика должна переходить на возобновляемые источники энергии. Поэтому стратегия должна предусматривать рост доли «зеленой» энергетики», — подчеркнул Кистион.
«Проект Энергетической стратегии Украины до 2035 года будет презентован в ближайшие недели в профильном комитете Верховной Рады. После окончательного согласования проект будет вынесен на рассмотрение Кабинета министров», — подытожил Кистион.
Как сообщало ИА REGNUM, 22 мая министр Насалик заявил, что Украина конфискует всю угольную продукцию, которая будет ввозиться с территории ДНР и ЛНР. Он напомнил, что в марте 2017 года Украина потеряла контроль над своими угольными предприятиями в ДНР и ЛНР. При этом украинская сторона больше не может отслеживать экологическую обстановку в шахтерских городах, планировать добычу и реализацию угля.
«Если данный уголь (из ДНР и ЛНР — прим. ИА REGNUM ) попадет на территорию Украины, причем через любые структуры, которые поставляют, он будет конфискован. С другой стороны, на сегодняшний день объединенная энергосистема работает практически на нулевых параметрах антрацитовой группы угля: мы используем в среднем 3,5−4 тыс. тонн, и основные контракты поставки в Украину еще не вошли», — признал Насалик.
По его словам, контроль над возможным вывозом угля из ДНР и ЛНР осуществляют украинские частные компании.
«Каждый уголь, как отпечаток пальца, имеет свою геологическую структуру и свои показатели. Поэтому любой импортированный уголь, который входит в Украину, будет подвергаться химическому анализу. В случае выявления происхождения угля из зоны ОРДЛО он будет конфискован… Я знаю, что некоторые наши частные юридические структуры ведут слежку, и в случае попадания этого угля в турецкие порты или другие, я знаю, что идут соответствующие судебные иски», — пояснил Насалик.
Напомним, с 15 февраля на Украине введены чрезвычайные меры в энергетике из-за прекращения поставок антрацита из ДНР и ЛНР. С начала 2017 года в стране остановились пять ТЭС. Дефицит угля на ТЭС возник после начала торговой и экономической блокады ДНР и ЛНР. С 1 марта 2017 года ДНР и ЛНР ввели внешнее управление на частных и государственных предприятиях. Это произошло после того, как бизнес отказался работать в правовом поле республик, официально платить налоги в республиканские бюджеты и проводить перерегистрацию.