Климатические особенности Севера, большие расстояния, низкая плотность населения и высокий уровень энергетических затрат существенно влияют на стоимость любой бюджетной услуги.

«При этом подавляющее большинство обязательств как регионов, так и муниципалитетов, сформировано федеральным законодательством. Однако при расчете межбюджетных отношений специфика северных территорий учитывается далеко не полностью», — считает председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев.

Так, одним из факторов, определяющим рост расходов региональных и местных бюджетов, является низкая транспортная доступность.

Не менее значимый фактор — наличие малонаселенных сельских территорий. Этот фактор ярко проявляется при формировании бюджета в такой ключевой сфере, как образование.

Алсуфьев привел пример, что треть школ в регионе являются малокомплектными, в общей сложности в них обучается 12% от общего количества учеников. Но в соответствии с федеральным законом, на содержание малокомплектных школ и организаций в сельской местности регионы обязаны устанавливать нормативы затрат, не зависящие от количества учеников. Как результат, стоимость бюджетной услуги по малокомплектным школам в конечном итоге в четыре раза превышает средний норматив.

«Нельзя не учитывать и факторы, связанные с энергетикой. В Архангельской области на значительной территории нет централизованного электроснабжения. Дорогое топливо и продолжительный отопительный период приводят к высокому уровню тарифов на коммунальные услуги», — продолжает Алексей Алсуфьев.

Так, в отдалённых «децентрализованных» районах экономически обоснованная стоимость электроэнергии составляет до 30 рублей за киловатт.

«Отказаться от бюджетных трат и поднять тарифы до экономически обоснованных невозможно. Ограничения по их предельному росту установлены на федеральном уровне. Также, как и предельные отклонения совокупного платежа граждан за услуги ЖКХ, — отметил Алексей Алсуфьев. — Расходы на регулирование коммунальных тарифов ложатся на бюджет. Это прямое и социально значимое полномочие субъекта Федерации».

Эксперты уверены: методика оценки потребности в бюджетных ресурсах должна быть более объективной.

По мнению представителей Архангельской области, при оценке объема так называемого «расчётного бюджета» необходимо обратить особое внимание на факторы, объективно повышающие уровень расходов северных и отдаленных территорий.

«Сейчас к арктическим регионам России обращено повышенное внимание. Их социально-экономическое развитие невозможно без учета объективных особенностей территорий, — подчеркнул Алексей Алсуфьев. — Бюджету региона приходится больше, чем в среднем по стране, тратить на поддержание инфраструктуры — социальной, транспортной, коммунальной. Эти факторы должны максимально объективно учитываться при межбюджетных отношениях».

Кроме того, спад макроэкономических показателей и изменения федерального законодательства по недропользованию привели к сокращению поступлений в бюджет Архангельской области, прежде всего от налога на прибыль — на четыре млрд. руб.

«Мы предлагаем правительству РФ при распределении расчетного объема расходных обязательств регионов и муниципальных образований, находящихся в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностей учитывать их сложную транспортную доступность и суровые климатические условия, — отмечает сенатор от Архангельской области Виктор Павленко. — Также необходимо увеличение объема иных межбюджетных трансфертов бюджетам регионов из федерального бюджета за выплату региональной социальной доплаты к пенсии».

Павленко предложил рассмотреть возможность реструктуризации и списания долгов 15 субъектов РФ (в том числе и Архангельской области) перед федеральным бюджетом и подчеркнул важность совершенствования правовой базы по разграничению полномочий между федеральными и региональными органами власти в сфере здравоохранения, в том числе, по финансированию льгот по обеспечению лекарственными препаратами.

По итогам обсуждения были подготовлены предложения, которые внесут в проект постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Архангельской области».