Концессионеры, несущие на себе все риски по реализации проектов на основе «зеленой» энергетики на изолированных территориях России, почти не получают положительного экономического эффекта из-за действующего законодательства. Об этом заявил главный инженер АО «ЭСК Сибири» Олег Вебер во время своего выступления на IV Международной конференции «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ», передает корреспондент ИА REGNUM.

Дело в том, что в 2014 году «Россети», Роснано, французская фирма «Ренова», компания Hevel заключили соглашение о сотрудничестве. Когда в Забайкальском крае была выбрана изолированная территория, к проекту присоединилась и компания ДЗО ПАО «МРСК Сибири». Позднее на этой территории решили строить автономную гибридную энергетическую установку (АГЭУ) на основе ВИЭ. Ее ввели в эксплуатацию в начале 2017 года.

По словам эксперта, АГЭУ была необходима в качестве замещающих мощностей суточной нагрузки дизельно-генераторной установки. Это позволяет снизить в пики работу ДГУ или полностью заменить генерацию установки во время дневной нагрузки с накоплением излишков электроэнергии, которую вырабатывает солнце.

Отмечается, что для реализации проекта необходимо заключение между правительством Забайкальского края и заинтересованными сторонами финансово-правовой модели. Так, при реализации концессионного соглашения и энергосервисного контракта возникают определенные трудности. Например, все риски энергосервисной компании и концессионера хеджируются последним, это значит, что появляется дополнительная экономическая нагрузка. В то же время государство, предоставившее концессию, напротив, извлекает явную экономическую прибыль за счет снижения субсидий, повышения социально-экономического уровня в поселениях, отмечает Вебер.

«У концессионера, несущего на себе все риски по реализации проектов, получение положительного экономического эффекта затруднено ввиду действующего законодательства», — подчеркнул главный инженер АО «ЭСК Сибири».

Виной тому несколько причин. Например, нельзя представить объект, который стоят или ремонтируют, в залог инвесторам, сказал Олег Вебер. Еще в федеральном законе не прописаны гарантии возврата компании капитальных вложений, который концедент не использует. Также нет конкретной методики определения тарифов на долгий срок. Не предусмотрен случай, когда компания выступает и в качестве генерирующей и в качестве сетевой.