Счетный комитет Казахстана (аналог Счетной палаты в России) оценил исполнение бюджета в 2016 году. С обзором бюджета председатель Счетного комитета Нурмухамбет Абдибеков выступил в Мажилисе (нижней палате) парламента 18 мая, как и министр финансов Бахыт Султанов. Но если презентация министра финансов была преимущественно оптимистична, то председатель Счетного комитета был намного более критичен к правительству.

Приводим выдержки из его выступления.

По мнению высшего органа государственного аудита и финансового контроля страны, несмотря на внешние факторы, макроэкономическая ситуация в Казахстане в отчетном периоде характеризовалась сохранением положительных темпов роста экономики, за исключением отдельных секторов, непосредственно зависимых от внешней конъюнктуры.

Вместе с тем, неблагоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, сокращение объемов производства в нефтяном секторе привели к сокращению поступлений в Национальный фонд.

Значительно сократилась доля сырьевого сектора в поступлениях консолидированного бюджета. Вместе с тем, изменения структуры экспорта в сторону ее несырьевой части не произошло, что создает риски недостижения поставленных целей и задач по диверсификации экономики.

Снижение объема «длинных денег», направляемых банками второго уровня в реальный сектор, препятствует неинфляционному развитию экономики и приводит к замещению финансирования экономики бюджетными ресурсами и средствами Национального фонда, объем которых по-прежнему значителен.

Несмотря на снижение доли трансфертов из Национального фонда в структуре доходов по сравнению с 2015 годом, их объем вырос на 16,3%. Таким образом, сохранение зависимости доходов республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда увеличивает риски безопасного осуществления сберегательной и стабилизационной функций Национального фонда.

По оценке Счетного комитета, уточненные параметры бюджета фактически исполнены. По-прежнему остается открытым вопрос отсутствия системного подхода к корректировке принятых правительством решений по исполнению бюджета. Соответствующее постановление правительства подвергалось изменениям в течение года 31 раз, из которых 81% приходится на второе полугодие.

Перевыполнение по налоговым поступлениям обеспечено преимущественно за счет улучшения макроэкономических условий, а также авансирования в счет платежей будущих периодов. Увеличение объема уплаченных административных штрафов, пени, санкций, взысканий на треть на фоне двукратного роста недоимки по налогам и платежам, поступающим в республиканский бюджет, свидетельствует об общем снижении уровня финансовой дисциплины.

Анализ показал, что налоговое и таможенное законодательство громоздкое и многоуровневое, отдельные нормы увеличивают риски роста доли ненаблюдаемой экономики. Методические руководства содержат нормы, позволяющие по своему усмотрению применять отдельные меры администрирования.

Отмечено несвоевременное прогнозирование рисков в таможенном администрировании.

Результаты 16,8 тыс. таможенных досмотров, проведенных в 2016 году с применением системы управления рисками, показали их недостаточную эффективность, поскольку затраты на их проведение на 5% превышают размер полученного экономического эффекта.

По оценке Счетного комитета, принятые решения по заимствованию на внешнем рынке каждого шестого тенге в 2016 году были преждевременными, поскольку остатки бюджетных средств на конец отчетного периода составили 158,4 млрд тенге (31 млрд рублей). Между тем, по сравнению с 2015 годом, когда излишне привлекался каждый четвертый тенге, ситуация улучшилась.

Несмотря на принимаемые правительством меры по усилению ответственности администраторов бюджетных программ и расширению полномочий по перераспределению и корректировке бюджетных средств, выделенных государственным органам, значительные их объемы остаются неосвоенными, их эффективное использование не обеспечивается. По нашей оценке, в 2016 году неэффективно использовано 267,9 млрд тенге (52,4 млрд рублей).

Сложилась устойчивая практика недостижения отдельных показателей прямых и конечных результатов при полном освоении бюджетных средств. Превышение фактических результатов над запланированными связано с включением в стратегические планы центральных государственных органов необоснованных показателей.

Большинство администраторов оценивают достижение прямых и конечных результатов по распределяемым бюджетным программам, ограничившись перечислением средств местным исполнительным органам согласно плану по платежам. При этом мониторинг достижения конечных результатов уже не производится, тем самым фактическая достоверность отчетов не обеспечивается.

Стратегические планы охватывают порядка 60% бюджетных программ, по которым осуществляется оценка достижения целевых индикаторов. По остальным бюджетным программам, не вошедшим в стратегический план, оценка и мониторинг достижения результатов осуществляются в большей степени формально.

По оценке Счетного комитета, снижение финансовой дисциплины в отдельных случаях напрямую связано с чрезмерной зарегламентированностью процессов, их сложностью, многоэтапностью и затратностью. Не способствуют улучшению ситуации частые корректировк, вносимые в подзаконные акты, существенно изменяющие требования к исполнению бюджета.

Отмечены некачественная разработка отдельных правительственных программ и стратегических планов государственных органов, несбалансированность их основных параметров между собой и с документами системы государственного планирования вышестоящего уровня. Практика инициирования государственными органами признания утратившими силу программных документов до окончания срока их завершения, в том числе при возникновении угрозы срыва их исполнения, либо кардинальное изменение условий реализации не позволяют проводить их объективную оценку. Как следствие, отсутствует работа над ошибками, не находят дальнейшего развития показавшие свою эффективность механизмы реализации стратегических задач.

Как было отмечено, Счетным комитетом изменены подходы к анализу использования средств республиканского бюджета, выделенных регионам. В отчетном периоде проведен аудит в пяти регионах. В разрезе каждого региона дана общая оценка развития, указаны слабые и сильные стороны реализации программы развития территории.

Анализ показателей социально-экономического развития регионов за 2016 год свидетельствует, что по-прежнему имеет место межрегиональное различие в темпах их экономического роста, основных показателях по доходам населения, бюджетной обеспеченности, налоговым поступлениям, по уровню безработицы. Несмотря на рост объемов трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета, в регионах увеличился разрыв в бюджетной обеспеченности и среднемесячных доходов на душу населения.

Несмотря на рекомендации Счетного комитета и требование законодательства, нормативы бюджетной обеспеченности в расчете на одного получателя государственных услуг в разрезе регионов до настоящего времени не утверждены.

Значительное увеличение бюджетных изъятий сокращает ресурсы динамично развивающихся административно-территориальных единиц и снижает стимулы для развития собственной налоговой базы регионов, получающих гарантированные объемы трансфертов.

Недостаточная прозрачность и полнота информации о выделенных и освоенных средствах на местном уровне в условиях отсутствия соглашений о результатах по целевым текущим трансфертам привели к ослаблению контроля со стороны центральных государственных органов за достижением показателей результатов в областях. Указанная схема без учета целевого характера выделяемых средств регионам фактически приравняла целевые текущие трансферты к субвенциям, что свидетельствует о необходимости совершенствования межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений в бюджеты.

Отмечаются недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора. Перечень объектов, подлежащих приватизации, определяется уполномоченным органом по государственному планированию без соответствующей методики и оценки эффективности их деятельности. Количество прибыльных субъектов квазигосударственного сектораза последние три года снижается, что подтверждается большим количеством малорентабельных государственных предприятий, их низкой производительностью. Процесс оценки эффективности функционирования юридических лиц с участием государства усложняется отсутствием сводных статистических данных о развитии данного сектора, а также сводных данных об их финансовых результатах.

Недостаточно эффективная работа субъектов квазигосударственного сектора не позволяет обеспечить должный уровень поступлений дивидендов в бюджет. Значительные объемы средств республиканского бюджета, ежегодно направляемые на пополнение уставных капиталов субъектам квазигосударственного сектора, своевременно не осваиваются, хранятся на контрольных счетах наличности. При этом сохраняется практика выделения субъектам квазигосударственного сектора средств из республиканского бюджета и Национального фонда при наличии остатков на контрольных счетах наличности.

Не формируются консолидированные сведения о финансовых результатах деятельности всего квазигосударственного сектора в разрезе отраслей экономикии консолидированный бюджет. Выявляемые несоответствия в финансовой отчетности отдельных администраторов республиканских бюджетных программ и субъектов квазигосударственного сектора создают серьезные препятствия для предстоящего формирования правительством страны с 2018 года консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета.

При проведении оценки эффективности управления государственным имуществом, а также деятельности государственных органов, не учитывается критерий эффективности использования средств и активов государства субъектами квазигосударственного сектора.