Самолет-шпион от дружественной Франции: Калининград за неделю

Калининград, 7 марта 2004, 18:55 — REGNUM  

После выборов на дискотеку. Церемонию открытия Д-6 испортила погода. Подземное газохранилище от "Газпрома". "Партерство ради мира" у границ анклава. "Автотор" против Генконсульства ФРГ. Что вымогает "Калининградавиа" у "Аэрофлота"?

Ход президентской предвыборной кампании в Калининградской области на минувшей неделе был усилен визитом в Калининград исполнительного директора Российского фонда свободных выборов и автора книг о тайных сокровищах Кенигсберга Андрея Пржездомского. Как пишет "Комсомольская правда-Калининград", А. Пржездомский распространил заявление-отлуп "Комитету 2008: свободный выбор", который при помощи некоторых СМИ попытался сорвать выборы. В документе указывается, что праволиберальные деятели называют выборы фарсом и обманом избирателей и призывают кандидатов на должность президента России сойти с дистанции, а также игнорировать голосование. Но Росфонд свободных выборов занял четкую позицию: "Эти радетели демократии, видимо, как и прежде, усматривают ее в том, чтобы навязывать точку зрения и волю незначительной части политиков большинству избирателей. Мы еще раз призываем избирателей России прийти на выборы и выразить свою волю в согласии с сердцем и разумом". Чтобы призыв был услышан, муниципальные власти Калининграда приподнесли горожанам подарок - 14 марта весь калининградский транспорт будет перевозить людей бесплатно. Также, по словам председателя областной избирательной комиссии Василия Зюбанова, юношам и девушкам, впервые пришедшим голосовать за президента (а таких облизбирком насчитал 25 тысяч. - ИА REGNUM), вручат пригласительные в кино или на дискотеку. На вопрос "Каскада" - не подкуп ли это избирателей? - В. Зюбанов ответил: "Это не подкуп". "Действительно, - продолжает издание, - расплата "борзыми щенками" в России подкупом никогда не считалась". Более того, глава калининградского избиркома "в порядке бреда" предложил выдать молодежи открепительные удостоверения и отправить голосовать "куда-нибудь в теплые страны". А все бремя реализации проекта возложить на туристические фирмы. Тревога облизбиркома понятна. Не будет 50-процентной явки - выборы признают несостоявшимися, и по шапке получат все - от рядового сотрудника областного избирательного штаба до первых лиц области.

На месторождении Д-6 началось эксплуатационное бурение скважин ООО "Лукойл-Калининградморнефть". На церемонию, посвященная вводу в эсплуатацию морской ледостойкой нефтедобывающей платформы, прилетели президент "Лукойла" Вагит Алекперов и полпред президента в СЗФО Илья Клебанов. Как пишет "Калининградская правда", погода в день пуска совсем испортилась, и на платформу (22,5 км от берега) удалось переправить на вертолете Балтфлота только несколько журналистов. Высокие гости не смогли вылететь на платформу. Впрочем, по данным "Калининградской вечерки", у VIP-вертолета отказал стартер. В итоге церемония приемки платформы Д-6 прошла в гостинице "Командор". Свои подписи под актом поставили В. Алекперов и В. Егоров. И. Клебанов зачитал текст телеграммы от президента России, который поздравил нефтяников с их производственным достижением, отметив, что "строительство велось с применением экологически безопасных методов, отвечающих современным международным стандартам". От себя И. Клебанов добавил, что считает проект "Лукойла" новым словом в нефтяной отрасли и выдающимся событием для экономики страны. В. Алекперов пообещал калининградцам, что плоды деятельности компании будут для жителей региона самыми благоприятными. Заметно увеличатся налоговые отчисления, ведь с вводом Д-6 "Лукойл-Калининградморнефть" вдвое увеличит добычу нефти.

Руководство "Газпрома" заверило, что в случае принятия очередных политических решений в отношении Белоруссии газ в Калининградскую область в любом случае будет поступать без перебоев. Впрочем, как отмечает "Калининградская правда", перспективы Калининградской области выглядят отнюдь не оптимистично. Об этом заявил заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов на пресс-конференции, в которой участвовали в режиме реального времени калининградские СМИ, а также журналисты Литвы, Польши и Белоруссии. По словам А. Рязанова, в Калининградской области и Литве необходимо строить газовые терминалы. В российском анклаве "Газпром" намерен построить подземного хранилища газа в районе поселка Романове Зеленоградского района. Сейчас там идут проектно-изыскательские работы. "Газохранилище будет небольшое, но будет", - сказал А. Романов. ("Комсомольская правда-Калининград"). Однако в случае длительной газовой изоляции терминал ситуацию не спасет. Мало того, хотя строительство такого объекта заложено в Федеральную целевую программу, ситуация постоянно меняется. И, как отметил А. Рязанов, возможно, что через пять лет проблема с терминалами будет выглядеть совсем иначе. Поэтому для комплексного решения вопроса сегодня идут переговоры о строительстве газового отвода по Балтике, минуя братьев-белорусов, так называемого Североевропейского газопровода. Этот проект позволил бы обеспечить бесперебойными поставками голубого топлива и Литву, и Калининградскую область. По оценкам специалистов, строительство его должно завершиться через 4-5 лет. Общая стоимость Североевропейского газопровода - 4 млрд. долларов, и только в 2003 году в проект будет инвестировано около 50 млн. долларов.

Облет самолетом-разведчиком НАТО российских границ в конце февраля вызвал серьезную обеспокоенность. Официальный печатный орган Балтийского флота "Страж Балтики" на эту тему опубликовал обширную статью под красноречивым заголовком - "От подозрения до доверия еще не один шаг". Авторы публикации - военные специалисты - считают, что элементы подозрительности и недоверия к России, потенциально опасные для ее безопасности, в последнее время дают о себе знать с прежней силой и определенностью. "Скажем, для предотвращения какой "террористической угрозы" на территории Польши НАТО планирует строительство шести (!) радиолокационных станций (РЛС) дальнего действия. На реализацию данного проекта из бюджета НАТО выделено 210 млн. евро. Четыре из шести РЛС будут размещены в непосредственной близости от восточной и северо-восточной границы Польши с Россией и Белоруссией. Информация от новых РЛС будет использоваться одновременно национальной и интегрированной системой контроля воздушного пространства НАТО. Аналогичные РЛС уже введены в действие или появятся в ближайшее время вблизи российских границ и на территории Литвы, Латвии и Эстонии. Дальность действия устанавливаемых радаров - до 450 км, и они будут освещать обстановку практически на всем северо-западе России - "партнере" НАТО. Разворачиваемая вдоль западной границы России разведывательная радиолокационная инфраструктура будет полностью подконтрольна не только пво НАТО, но и Соединенным штатам", - пишет издание. Говоря о полете пресловутого АВАКСа над Прибалтикой, "Страж Балтики" отмечает, что, по официальной версии, самолет-разведчик прилетел в Латвию исключительно с мирными целями. А его полет в воздушном пространстве Латвии и Литвы над побережьем Балтийского моря и вдоль границ России не что иное, как демонстрация возможностей самолета и его технического оснащения в части выполнения программы "Партнерство ради мира", спланированной в 2003 году. Между тем, российские военные считают, что облет натовским разведчиком российских границ - это фактическое осуществление глубокой воздушной разведки, длительного радиоэлектронного слежения за командными пунктами, пусковыми установками ПВО и узлами связи. Примечательно, что пресс-служба Балтфлота в первых сообщениях для СМИ о полете самолетов-шпионов проинформировала, что совместно с натовским АВАКСом в небе замечен и самолет военно-воздушных сил Франции. Затем военные коллеги прислали сообщение-молнию с "большой просьбой исключить принадлежность второго самолета, который работал в Польше, к ВВС Франции". Авторы же статьи принадлежность самолета к Франции не только не оспаривали, но и объяснили это переносом районов патрулирования самолетов на восточные рубежи блока НАТО и создания так называемой буферной зоны ПВО на Западе. "Не исключается, что самолеты НАТО и Франции действовали по единому плану, целью которого может быть оценка возможностей создаваемой системы ПВО и управления воздушным движением стран Балтии "Балтнет", - заключает "СБ".

Генеральное консульство ФРГ в Калининграде до сих пор ютится в гостинице и не может начать выдачу виз россиянам из-за противодействий руководства завода по сборке BMW "Автотор". Об этом пишут "Калининградские новые колеса", обращаясь с открытым письмом к губернатору области Владимиру Егорову и председателю Совета директоров ОАО "Автотор Холдинг" Владимиру Щербакову. Общеизвестно, что открытие Генконсульства ФРГ в Калининграде стало выполнением обязательств, которые приняла на себя Россия в Совместном заявлении РФи Евросоюза, подписанном 11 ноября 2002 года в Брюсселе. Однако, как показывает печальный опыт работы генеральных консульств Латвии и Швеции в Калининграде, процесс подбора варианта соответствующего здания (из числа объектов госсобственности России или Калининградской области) затянулся на неопределенное время. Под Генконсульство ФРГ может быть сдано в долгосрочную аренду здание федеральной собственности по улице Огарева, 33 (площадью 674 кв. метра) или комплекс из двух зданий областной государственной собственности по улице Кутузова, 7-7а (площадью 677 кв. метров). Оба здания расположены в Калининграде в весьма престижном районе, отвечающем статусу дипломатического представительства иностранной державы. 11 февраля 2004 года в адрес премьер-министра Михаила Касьянова было направлено предложение о размещении генконсульства ФРГ в Калининграде именно в здании федеральной собственности по улице Огарева, 33. Но, по данным газеты, посещению и осмотру этих объектов Генеральным консулом ФРГ в Калининграде Корнелиусом Зоммером "всячески не содействовали генеральный директор ЗАО "Автотор-менеджмент" Владимир Рындин и генеральный директор ЗАО "Автотор" Валерий Горбунов". Оказывается, оба этих здания летом 1999 года, с интервалом в неделю, оказались в долгосрочной аренде ЗАО "Автотор" - одного из предприятий холдинга "Автотор". Особенности этой аренды и размер арендной платы, как пишут "Новые колеса", "ну очень скромные".

В Калининграде состоялась презентация проекта модернизации аэропорта Храброво. Ее провели представитель президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов, генеральный директор ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии" Валерий Окулов, депутат Госдумы, владелец Национального резервного банка Александр Лебедев и губернатор области Владимир Егоров. Как сообщают "Аргументы и факты-Калининград", В. Окулов сделал сенсационное заявление о раскладе сил в местной авиационной отрасли. "Аэрофлот" несколько месяцев назад ушел с калининградского рынка, потому что не сложились отношения с собственниками ОАО "Калининградавиа", дословно: "Акционерное общество занималось откровенным вымогательством". Что же теперь хочет "Аэрофлот" в регионе? Во-первых, вернуться, возобновив рейсы до 4 в день. Во-вторых, запустить собственный альтернативный ОАО "Калиниградавиа" проект реконструкции авиавокзального комплекса. Разница в цене: первые хотят построить за 25 млн. долларов, вторые готовы решить проблему за 5. И. Клебанов оценил начинания "Аэрофлота", как более реальные, определив задумки ОАО "Калининградавиа" как полуаферу. "Калининградская правда" цитирует И. Клебанова еще резче: "Компания "Калининградавиа" просто набивает себе цену. Ну а после их заявлений о намерении получить 19 "Боингов", стало ясно - о конкретных вещах не договоримся". Клебанова поддержал и.о. замминистра транспорта Александр Нерадько: "Калининградцы предложили слишком дорогой и нерентабельный проект. В нем заложено чересчур много рисков". Вместе с тем, исполнительный директор ОАО "Калининградавиа" Леонид Ицков заявил в интервью "Комсомольской правде-Калининград", что к 750-летию города компания сдаст первую очередь своего терминала. По словам Л. Ицкова, о заявлениях руководства "Аэрофлота" он узнал из СМИ. Руководство ОАО "Калининградавиа" сообщило, что сейчас идет предварительная работа, в частности, по оценке несущих конструкций. Кроме того, разработан рабочий проект по реконструкции привокзальной площади, который сейчас проходит согласование в областной администрации. По экспертным оценкам, только стоимость проектирования составит не менее 1 млн. евро. На вопрос о том, что "Аэрофлот" собирается реконструировать терминал почти в 2 раза дешевле, Л. Ицков сказал, что непонятно, что "они на 5-6 млн. долларов хотят сделать. Только косметический ремонт аэровокзала мы оцениваем в 5 млн. долларов".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.