В Челябинской области складывается ювенальная система западного образца в семейной политике, считают общественники родительских организаций. Чиновники социальных служб уверены, что проводимая семейная политика имеет ювенальные элементы, но является российской, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

На круглом столе «Текущая ситуация в семейной политике Челябинской области и ее перспективы на фоне внедрения ювенальных технологий», состоявшемся 15 мая в пресс-центре челябинского АиФ, были обсуждены вопросы применения ювенальных технологий в реализуемой социальными службами Южного Урала семейной политике. К обсуждению были приглашены представитель министерства социальных отношений Челябинской области, начальник отдела организации работы по опеке и попечительству Руслан Фахаргалиев, уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Ирина Буторина, председатель Комитета по социальной политике администрации Челябинска Лариса Мошкова.

Приглашённый на круглый стол председатель Комитета Законодательного собрания по социальной политике Александр Журавлёв и представитель Общественной палаты Челябинской области не пришли на мероприятие. Сторону общественников представляли председатель челябинского регионального отделения общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Екатерина Забачёва и координатор челябинского отделения общественного движения «Суть времени» Александр Забачёв.

Мнения сторон на круглом столе разошлись. Чиновники заняли позицию, согласно которой в области успешно реализуются соцпроекты, общественники говорили о складывающейся системе ювенальной юстиции, включающей в себя незаконные изъятия детей из семей, выстраивание контроля за семьями и создание рынка замещающих семей.

Первой высказалась Ирина Буторина, которая сообщила о поручении президента РФ Владимира Путина проанализировать необоснованность изъятий детей из российских семей. В настоящее время работают специалисты, которые готовят доклад президенту. Вместе с тем детский омбудсмен пояснила, что в правильной терминологии имеют место не изъятия детей, а отобрания, которые происходят согласно 77-й статье Семейного кодекса РФ, при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Был отмечен рост числа отобраний в Челябинской области. Так, если в 2015 году было отобрано 80 детей, то в 2016 году таковых уже оказалось 99.

«В целом могу сказать, что по области если происходят случаи отобрания, то когда родители систематически не исполняют свои обязанности и создают своими действиями непосредственную угрозу», — сказала Ирина Буторина.

В отношении малоимущих семей, которые попадают в тяжелые жизненные обстоятельства, детский омбудсмен пояснила, что соцслужбы должны не отбирать ребенка, а помочь этой семье. По её словам, сейчас в регионе имеются механизмы, чтобы помочь семье восстановить свое положение.

Общественники отметили, что, помимо отобраний по 77-й статье СК РФ, существуют изъятия и помещения детей в детские учреждения по акту полиции. Чиновники согласились и указали, что в 2016 году было таким образом помещено в спецучреждения 876 детей, из которых возвратили родителям 546.

Чиновники сообщили, что реализуемая политика по снижения числа детей-сирот в банке данных дает свои плоды. Если в 2013 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в Челябинской области было порядка 5000, то на текущий момент в сиротских учреждениях несовершеннолетних около 2000. В основном дети определяются в замещающие семьи. При этом общественники отметили, что происходит формирование рынка замещающих семей, где ребенок становится товаром, который можно вернуть. При этом, отметили представители родительской организации защиты семей, растут бюджеты, которые стимулируют создание большего количества замещающих семей.

Чиновники на прямой вопрос, внедряется ли в Челябинской области ювенальная юстиция, ответили отрицательно. На это общественники предъявили Стратегию действий в интересах детей в Челябинской области на 2012−2017 годы, в которой имеется раздел — «Ювенальные технологии» с ориентиром на так называемые международные стандарты. В региональной Стратегии указывается ориентир и пример внедрения «пермской модели» ювенальной юстиции с отсылкой на ювенального уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае Павла Микова. В Стратегии представлена система мер профилактики и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, с опорой на международный опыт внедрения ювенальной юстиции.

Представитель движения «Суть времени» Александр Забачев представил и зачитал некоторые положения из Стратегии, которые, по его мнению, составляют ювенальную семейную политику, реализуемую в регионе, обозначенные в разделе «Ювенальные технологии».

«Пункт 4. Дети должны иметь возможность инициировать судебные разбирательства непосредственно, (здесь важна эта запятая — поэтому обращаю на нее внимание!) через родителей или опекунов, а также через выбранного или назначенного законного представителя. Судебные сборы, требование родителей, юридическое представительство и любые другие ограничения, которые могут помешать детям в судебных разбирательствах, должны быть устранены». «Пункт 7. Разработать и внедрить досудебные восстановительные технологии, личное участие в заседаниях районных КДН, где необходимо экстренное исправление ситуации с подростковой преступностью». «Пункт 8. Создать межведомственную скорую помощь «Социальную скорую помощь» для выезда в семьи, где произошел конфликт с участием несовершеннолетних». «Пункт 9. Создать единый банк данных о семьях, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации». «Пункт 10. Органам местного самоуправления создать службу «Соседи». «Пункт 16. Усилить контроль над семьями группы риска, совершать рейды в такие семьи не менее трех раз в месяц». «Пункт 17. Заменить термин «неблагополучные семьи» на «опекаемые семьи», или «нуждающиеся в опеке», — говорит общественник.

Общественники также рассказали о реальных случаях необоснованного вмешательства в семьи и изъятия детей, в том числе обманным путем. В первую очередь под действия складывающейся ювенальной системы попадают люди бедные, либо семьи с одним родителем, как правило, матерью, которые не обладают возможностью защититься от действий системы. Также общественники отметили, что сами сотрудники органов социальных служб рассказывают о заинтересованности системы в изъятии детей, особенно грудничков и малолетних, так как на них в Челябинской области существует очередь на усыновление. Причем активно осуществляется поиск малолетних, грудных детей для иностранного усыновления, в том числе в страны, в которых легализованы однополые браки.

Помимо этого, сообщили общественники, в Челябинской области активно реализуются программы с явными иностранными корнями. Это региональная программа «Южный Урал. Россия без сирот!», имеющая иностранные корни в международных религиозных и околорелигиозных структурах, а также патронируемая различными фондами, которые получали помощь из-за рубежа, например, активно работающий в Челябинской области фонд Олега Митяева с проектами, спускаемыми зарубежными организациями. Также были отмечены как проявление ювенальных технологий создание и работа детского телефона доверия, продвигаемого в челябинских школах. Отмечалась активная работа по демонизации российских семей в отношении тотального в них насилия и жестокости, а также сподвижение на жалобы детей на родителей в отношении какого-либо насилия, например, психологического, экономического или другого.

При этом чиновники в ответ на предъявленные факты заявили, что нужно смотреть не на источники финансирования, а на проводимую работу в отношении детей и детей-сирот.

Таким образом, по мнению общественников, в регионе не только в различных документах, например таки, х как «Стратегия действий в интересах детей», но и в реальности происходит становление ювенальной юстиции с явной адресацией с западному опыту создания структур контроля и вторжения в российские семьи, вместо помощи и создания условий для развития.

Вместе с тем общественники не утверждают, что вся политика и все ее реализующие участники имеют намерения сделать подобие западной системы. Представители РВС отметили, что есть проводники, лоббисты ювенальной системы, которые активно навязывают систему российскому обществу, объясняя якобы ее преимущества и необходимость.

На круглом столе «Текущая ситуация в семейной политике Челябинской области и ее перспективы на фоне внедрения ювенальных технологий» чиновники и общественники остались каждый при своем мнении. Чиновники — что в Челябинской области в семейной политике все идет благополучно с небольшими отклонениями, общественники — с убеждением, что в регионе постепенно «тихой сапой» складывается ювенальная система, которая вскоре поставит под полный контроль южноуральские семьи и будет диктовать условия и воспитания детей, и поведения родителей, сообщили участники мероприятия.