4 марта в Москве состоялась презентация исследования Международной организации труда (МОТ) "Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми". Исследование выполнено в рамках Целевой программы борьбы с принудительным трудом МОТ, которая охватывает своей работой такие страны как Великобритания, Франция, Германия, Венгрия и Турция. Российская часть исследования выполнена на материалах Москвы, Московской области, Ставрополья и Омской области.

Экономическая нестабильность, огромные масштабы теневой экономики, несовершенство российского законодательства стимулируют нелегальную миграцию,, облегчают нелегальным мигрантам возможность нахождения в стране и незаконной занятости, а дельцам от миграции - возможность безнаказанно манипулировать людьми, получая огромные прибыли, отмечается в исследовании. При этом российский рынок труда структурируется так же, как рынки труда многих принимающих стран. Хотя в России в целом выделение 8 оформление мигрантских "ниш" занятости только начинается, во многих регионах и крупных городах труд мигрантов уже начинает "впитываться" в экономику. Очень часто мигранты, предоставляя сравнительно дешевые услуги, обслуживают потребности нарождающегося в России среднего класса, (домашние услуги, строительные работы). Авторы исследования прогнозируют, что через какое-то время российская экономика будет так же зависеть от притока труда мигрантов, как сегодня зависят от него экономики развитых стран.

Как отмечается в исследовании, Россия идет проторенной дорогой других принимающих стран, где формируется экономический режим, "резервирующий" за мигрантами наиболее неформальные сегменты занятости. Около половины рабочих мест в сфере массовой занятости, занятых сегодня мигрантами, можно уже считать чисто мигрантскими, то есть "зарезервированными" за мигрантами на долгие годы. Среди факторов, дающих преимущество мигрантам при найме на работу у российских работодателей, ключевую роль играет согласие мигрантов на неформальную занятость и, по сути, на сверхэксплуатацию и даже использование элементов принудительного труда.

В исследовании отмечаются серьезные пробелы в российском уголовном, трудовом и миграционном законодательстве. С введением в Уголовный кодекс в декабре 2003 г. норм, криминализирующих рабский труд и торговлю людьми, законодательное решение этих проблем несколько продвинулось, но пока не доведено до конца. В частности, трудовое законодательство не регулирует должным образом отношения принудительного труда и трудовой эксплуатации, особенно мигрантов, занятых в основном в неформатной экономике. Миграционное законодательство хаотично и содержит много пробелов. Авторы призывают к более эффективному применению законов, к борьбе с коррупцией, а также к информационной кампании, направленной на борьбу с толерантным отношением власти и общества к эксплуатации человека.

Одна из наиболее серьезных проблем, о которых говорится в исследовании, это коррупция, которой пропитаны все отношения трудовой миграции. Масштабы, которые она приняла в России (более 70% штрафов за отсутствие регистрации платятся мигрантами неофициально, то есть 1 фактически являются взяткой), требуют принятия срочных мер для изменения ситуации.

Исследователи отметили крайне низкий уровень формализации отношений занятости, что негативно сказывается на социальной и личной защищенности работающих мигрантов. Менее 25% опрошенных мигрантов имеют разрешение на работу. 74% мигрантов получают зарплату так называемым "черным налом", то есть не платят никаких налогов и начислений. Менее 20% трудовых мигрантов имеют письменный контракт с работодателем.

Хаос на рынке и коррупция властей ведут к распространению сверхэксплуатации, массовой маргинализации трудовых мигрантов, возрождению рабства и феодальных практик принудительного труда. Исследователи проанализировали огромный массив данных и выявили различные элементы насилия - от обмана и шантажа до похищения человека, которые проявляются уже на этапе организации миграции и трудоустройства в России. Непосредственно с процессе работы наиболее распространены трудовые формы эксплуатации мигрантов - принуждение работать сверх положенного времени без оплаты (62%); работа с повышенной интенсивностью (44%); длительные задержки заработной платы (39%); принуждение выполнять работу, на которую не давали своего согласия (38%); принуждение работать без оплаты (24%); принуждение к секс-услугам (22% от числа опрошенных женщин); психологическое насилие, угрозы, шантаж (21%); ограничение свободы перемещения - полное или частичное содержание взаперти (20%). Эти формы насилия настолько распространены, что уже практически не воспринимаются как нечто маргинальное и незаконное, а превращаются в норму.

В Москве более чем в других регионах распространены наиболее тяжкие формы эксплуатации и принудительного труда: сексуальная эксплуатация (30% от числа женщин), ограничение свободы, то есть контроль над перемещениями, содержание взаперти (31%), и физическое насилие (13%).

Одной из часто встречающихся характеристик принудительного труда и торговли людьми является изъятие документов у мигрантов: более чем в 20% случаев паспорта мигранта хранится у работодателя, что само по себе противозаконно и является элементом эксплуатации, но, главное, является фактором, облегчающим да работодателя незаконную эксплуатацию работника и контроль над ним. Только 31% опрошенных отметили, что они могут свободно уйти от работодателя, из них 12% имеют долг, около 10% испытывают угрозы депортацией или насилием.

В то же время авторы исследования отмечают, что недоверие к власти со стороны работников, подвергающихся трудовой эксплуатации, сопровождается отсутствием желания у них добиться справедливого наказания эксплуататоров-преступников. Это является проявлением низкого уровня правосознания мигрантов, а также объективной слабости механизмов защиты потерпевших в российской правовой системе. Ситуация усугубляется широко распространенной ксенофобией, в том числе на официальном уровне, тотальной коррупцией и "смычкой" правоохранительных структур с преступными элементами.

В исследовании приводятся ужасающие примеры абсолютно бесправного положения работников-мигрантов в современной России, нередко доходящего до степени, определяемой в международном праве как рабство.

"Терпимость власти и общества к эксплуатации трудовых мигрантов чудовищна", - заявила в ходе пресс-конференции социолог-исследователь Института сравнительных исследований трудовых отношений, Ольга Винокурова. "Из таких явлений как принудительный труд, торговля людьми и нелегальная иммиграция, только последняя привлекает повышенное внимание властей", - заявила ИА REGNUM руководитель авторского коллектива исследования ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Тюрюканова. "Россия пока ищет пути борьбы с этим явлением. Но пока еще этот поиск идет в карательном направлении и, в частности, в направлении развития депортации на фоне того, что Россия позиционирует себя как принимающая сторона. В концепции демографической политики, в концепции госполитики на рынке труда записано, что нам нужны мигранты, что российская экономика не может развиваться без мигрантов, к 2006 г. ожидается спад на 10 миллионов численности населения, которое вступает в трудоспособный возраст, но поиск решений этих проблем идет не в направлении развития политики адаптации мигрантов и легализации тех, которые уже есть, а в направлении депортации", - отметила она.

В качестве примера того, как происходит институциализация подобной практики, Е.Тюрюканова указала на то, что в процессе подготовки исследования его авторы не раз сталкивались с ситуацией, когда строительные рабочие-мигранты получали на руки только небольшую часть заработной платы, достаточную только для их пропитания, с обещанием, что работодатель выплатит основную часть заработка по окончании работы. "Но наступает окончание строительства объекта, и что делает работодатель? Работодатель сдает их в милицию, - рассказала она. - Милиция в лучшем случае вывозит их подальше и запрещает на пушечный выстрел приближаться к этому городу, после чего они остаются ни с чем и разбегаются в разные сторон, а работодатель при этом платит, скажем, не 10 тысяч рабочим, а только 5 тыс. милиции, и все довольны. А в худшем случае устраивается показательный процесс депортации. И милиция опять-таки довольна, поскольку она, не предприняв фактически никаких действий, получила возможность отчитаться о задержании и депортации незаконных мигрантов".

Участники пресс-конференции, в частности, отметили необходимость усиления контроля за соблюдением работодателями прав работников-мигрантов.

Авторами исследования разработаны некоторые рекомендации по нормализации ситуации с трудовой миграцией в России. В частности, они предлагают внести в Трудовой процессуальный кодекс, разработка которого ведется сейчас, специальные нормы, обеспечивающие защиту трудовых прав и адекватную ответственность работодателя в случаях использования принудительного труда, наделить органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства полномочиями по выявлению, расследованию, доказыванию случаев принудительного труда. "Принцип недопустимости принудительного труда в правовой системе государства подразумевает необходимость установления дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушение этого запрета", - указывается в исследовании.

Отмечается также необходимость внесения изменений в миграционное законодательство. В частности, авторам исследования представляется правильным введение квот не на приглашения, выдаваемые работодателю, а на разрешения на работу, выдаваемые по их ходатайствам самим мигрантам, чей труд необходим для российской экономики. "Мигрант, получивший такое разрешение, обладает трудовой правоспособностью в полном объеме, включая право на свободный поиск места работы, обжалование действий работодателя и т.п., - подчеркивают они. - Ограничивая участие мигрантов в свободной конкуренции за рабочие места, государство тем самым консервирует анклавы мигрантской занятости с пониженными ценами на труд и низкой эффективностью производства. При нынешнем нормативном регулировании в указанной сфере грубо нарушается принцип гарантии судебной защиты каждого в случае ущемления его прав на территории Российской Федерации".

В области федерального законодательства авторы работы предлагают разработать и ввести в законодательную базу четкий понятийный аппарат в области принудительного труда, разработать систему норм о действенном запрещении всех форм принудительного или обязательного труда. По их мнению, также необходимо наряду с совершенствованием национального законодательства инициировать процесс ратификации необходимых международно-правовых актов, касающихся вопросов трудовой миграции. Отмечается также необходимость сочетания этих процессов с соответствующей правоприменительной практикой